Генетическая связь между классами веществ

Генетическая связь между классами веществ – это превращения соединений, подтверждающие единство их происхождения.

Классификация

Все неорганические соединения делятся на две большие группы:

  • простые, состоящие из одинаковых атомов;
  • сложные, состоящие из атомов различных соединений.

Простые вещества делятся на металлы и неметаллы.

Генетическая связь между классами веществ

Рис. 1. Классификация неорганических веществ.

К металлам относятся элементы I-II групп и второстепенных подгрупп III-VIII групп таблицы Менделеева. Это твердые вещества (за исключением ртути), обладающие блеском, тепло- и электропроводностью. Примеры: натрий, кальций, железо, хром.

К неметаллам относятся газообразные, жидкие и твердые вещества, вступающие в реакцию с металлами и друг с другом. Примеры: хлор, водород, сера, йод, бром.

Сложные вещества делятся на четыре группы:

  • основные и кислотные оксиды;
  • обоснование;
  • кислоты;
  • соль.

Сложные вещества состоят из более простых веществ, которые могут отделяться от одного соединения и образовывать новые соединения.

Генетическая связь между классами веществ

Рис. 2. Примеры сложных веществ.

Наиболее сложными неорганическими соединениями являются соли, которые могут включать несколько атомов металлов и неметаллов.

Генетический ряд

Комплексные соединения образуются в результате реакций веществ. При этом более сложные вещества можно получить из более простых соединений, а более простые — из сложных. Это генетическая связь между веществами или явление генезиса.

Учитывая химические и физические свойства простых соединений, можно проследить металлический и неметаллический путь превращений.

Реактивные металлы способны образовывать щелочные или растворимые основания. Металлы с низкой активностью образуют нерастворимый гидроксид. В связи с этим выделяют два генетических ряда:

  • щелочная:
    Ме → основной оксид → щелочь → соль;
  • базовый:
    Me → основной оксид → соль → нерастворимое основание → основной оксид → Me.

Пример щелочной серии:

K (свободный калий) → K2O → KOH (щелочь) → KCl (соль).

Пример основной строки:

Cu (свободная медь) → CuO → CuCl2 (соль) → Cu(OH)2 (нерастворимое основание) → CuO → Cu.

Аналогично генетические цепи неметаллов различаются образованием растворимой (сильной) или нерастворимой (слабой) кислоты:

  • серия сильных кислот:
    неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль;
  • слабокислотный ряд:
    неметалл → кислотный оксид → соль → нерастворимая кислота → кислотный оксид → неметалл.

Пример с образованием сильной кислоты:

P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4.

Пример с образованием слабой кислоты:

Si → Si02 → Na2Si03 → H2Si03 → Si02 → Si.

Генетическая связь между классами веществ

Рис. 3. План превращения веществ.

Генетическая связь показывает, с какими соединениями способны реагировать металлы и неметаллы, и что образуется в результате этих реакций.

Что мы узнали?

На уроке химии в 8 классе мы узнали, какова генетическая связь между неорганическими соединениями. Взаимное превращение веществ называется генетической связью. Металлы и неметаллы образуют два генетических ряда. Активные металлы образуют щелочи, их ряд заканчивается солью. Низкоактивная форма нерастворимых оснований; их ряд заканчивается образованием свободного элемента из оксида. Связь неметаллов различается по образованию кислоты – сильной или слабой. Сильные кислоты способны растворяться и образовывать соли, слабые кислоты образуют оксид, из которого можно выделить неметалл.