Чистые вещества и смеси

В химии существуют понятия о чистых веществах и смесях. В чистом виде содержатся молекулы только одного вещества. В природе преобладают смеси, состоящие из разных веществ.

Понятия

Все вещества можно разделить на две категории – чистые и смешанные. К чистым веществам относятся элементы и соединения, состоящие из одинаковых атомов, молекул или ионов. Это вещества постоянного состава, сохраняющие постоянные свойства.
Примеры чистых веществ:

• металлы и благородные газы, состоящие из атомов;
  • вода, состоящая из молекул воды;
  • поваренная соль, состоящая из катионов натрия и анионов хлора.

Рис. 1. Чистые вещества.

Если добавить в воду сахар, он перестает быть чистым веществом и образуется смесь. Смеси состоят из нескольких чистых веществ разного строения, которые называются компонентами. Смеси могут иметь любое агрегатное состояние. Например, воздух — это смесь различных газов (кислорода, водорода, азота), бензин — смесь органических веществ, латунь — смесь цинка и меди.

Рис. 2. Смеси.

Каждое вещество сохраняет свои свойства, поэтому вода с солью соленая, а сплав с железом притягивается к магниту. Однако свойства самой смеси могут меняться в зависимости от количественного и качественного состава компонентов. Например, дистиллированная вода, прошедшая максимальную очистку, может в зависимости от добавляемых веществ иметь сладкий, кислый, соленый или кисло-соленый вкус. Также, чем выше концентрация того или иного вещества, тем более выражен определенный вкус.

Структура смесей может быть однородной или сочетать в себе вещества, находящиеся в разных агрегатных состояниях. Соответственно различают:

• однородный или гомогенный – частицы невозможно обнаружить без химического анализа, их показатель одинаков в любой точке образца (металлический сплав);
  • неоднородный или неоднородный – частицы легко обнаружить, их частота неодинакова в разных местах смеси (вода с песком).

К гетерогенным смесям относятся:

• суспензии – смеси твердых и жидких веществ (уголь и вода);
  • эмульсии представляют собой смеси жидкостей разной плотности (масла и воды).

Если один компонент уступает по массе в десятки раз другому компоненту, то его называют примесью.

Способы очистки

Абсолютно чистых веществ не существует. Чистыми веществами считаются вещества, содержащие небольшое количество примесей, не влияющих на физические и химические свойства вещества. Чтобы максимально очистить вещество, применяют методы разделения смесей:

• седиментация – осаждение тяжелых веществ в жидкостях;
  • фильтрация – отделение частиц от жидкости с помощью фильтров;
  • выпаривание – нагревание раствора до испарения влаги;
  • с помощью магнита – подбор с помощью намагничивания;
  • дистилляция – разделение веществ с разной температурой кипения;
  • адсорбция – это накопление одного вещества на поверхности другого.

Металлы от неметаллов можно отделить с помощью флотации. Это процесс, основанный на способности к намоканию веществ. Таким способом отделяют железо от серы: железо намокает и оседает на дно, а сера не намокает и остаётся на поверхности воды.

Рис. 3. Флотация.

На уроке химии в 8 классе мы узнали о понятиях смеси и чистых веществ. Элементы и соединения, состоящие из однородных молекул, атомов или ионов и обладающие к тому же постоянными свойствами, называются чистыми. Смеси включают в себя несколько чистых веществ различной концентрации и структуры. Соединения могут полностью смешиваться, образовывать однородные вещества или соединяться гетерогенно. Для разделения смесей используются разные методы.