Н. Пейзажная лирика Рубцова отражает любовь поэта к родине. Доказательством тому является стихотворение «Звезда полей» — монолог лирического героя о любви к своей малой Родине, написанный в жанре элегии. Стихотворение изучается в 6 классе. Мы предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись кратким анализом «Звезды полей» по плану.

Краткий анализ

История создания — произведение написано в 1964 году, относится к раннему периоду творчества Н. Рубцова.

Тема стихотворения – красота природы Родины.

Композиция — Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить две части: рассказ о сне о родине и описание звезды в полях. Текст состоит из четвертей.

Жанр: элегия.

Поэтический размер – пятистопный ямб, перекрестная рифма АБАБ

Метафоры – «звезда глядит в полынь», «двенадцать прозвенела», горит над осенним золотом», «горит над зимним серебром», «касается своим манящим лучом».

Эпитеты – «ледяная тьма», «тревожные жители», «радушный луч», «светлее поднимается».

История создания

Анализируемое стихотворение Николай Рубцов написал в 1964 году после того, как его отчислили из Московского литературного института. Горький. К этому времени он начал всерьез развиваться как поэт, хотя свое первое стихотворение написал еще в 6 лет. «Звезда полей» вошла в одноименный сборник, вышедший в 1967 году.

Рассматривая историю создания стихотворения, нужно учитывать факты биографии автора. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении мы видим северные пейзажи. Недаром лирический герой вспоминает жизненные перипетии. Поэт пережил войну, узнал, что такое жизнь в детском доме, а также поверил, что потерял отца. С учебой тоже были проблемы: Николая Михайловича отчислили и из техникума, и из института.

«Звезда полей» — один из лучших северных пейзажных этюдов в русской литературе.

Тема

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты Родины. Его главные образы – звезда и лирический герой, снова одинокие среди спящего мира. Лирический герой замечает звезду, которая сквозь ледяную тьму смотрит на полынь. Небесная красота появляется, когда часы бьют полночь и все вокруг засыпает.

Во второй строфе герой признается, что пережить потрясения ему помогла память о звезде полей. Когда ему было трудно, он вспоминал о небесном светиле, тихо проливающем свет за холмом в любое время года. Эти стихи говорят о том, что для лирического героя звезда является символом родины. Не понимая символического значения, трудно правильно истолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит мир всем «жители земли», посылая лучи в далекие города. И еще больше он гордится тем, что звезда на полях его родной страны только восходит. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. Это признание выражает основную идею: «и я счастлив, пока горит в этом мире звезда моих полей».

В произведении реализована идея о том, что память о своей Родине всегда живет в сердце человека и приходит на помощь в трудную минуту.

Композиция

Анализ произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне о родине и описание звезды поля. Вторая часть посвящена еще множеству строк. Формально произведение разделено на четыре четверостишия.
Поэтический размер – пятистопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифму АБАБ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр стихотворения — элегия, так как поднимает вечную тему; в некоторых строках чувствуется печаль лирического героя о родине.

Средства выразительности

Выразительные средства в творчестве Н. Рубцова служат раскрытию темы и реализации идеи. Также с их помощью создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

В стихотворении преобладают метафоры: «Звезда глядит в полынь», «двенадцать прозвенела», горит над осенним золотом», «горит над зимним серебром», «касается приветственным лучом». Некоторые нюансы уточняются с помощью эпитетов: «ледяная тьма», «тревожные жители», «радушный луч», «все ярче поднимается». В некоторых строках используется антитеза, составленная на основе контекстуальных синонимов: звезда-туманность; «тревожные жители» — «дружеский луч».

Чувства лирического героя, его восхищение звездой подчеркнуты с помощью интонации. В строфах присутствуют длинные предложения и восклицания. Бушующие синтаксические конструкции отражают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.