»Я помню золотое время» — это воспоминания Федора Ивановича Тютчева, облеченные в поэтическую форму. Краткий анализ «Я помню золотой век» по плану показывает всю выразительность этого замечательного произведения. Анализ можно использовать на уроке литературы в 10 классе, чтобы более глубоко изложить материал.
Краткий анализ
Тема стихотворения – воспоминания о юношеской любви.
Композиция единодушна, все произведение представляет собой целостную память о лирическом герое.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – четырехстопный ямб.
Эпитет – «золотое время», «милая земля», «мох гранитный”.
Метафоры – «дорогая сердцу земля», «день догорел», «тень мимолетной жизни”.
Персонификация – «Дунай шумел», «развалины наблюдают», «солнце замешкалось, попрощалось», «ветер заиграл”.
История создания
Это стихотворение тесно связано с именем Амалии фон Крюденер, которая была юношеской любовью Тютчева. А девушка отвечала поэту взаимностью, с удовольствием ходила с ним на прогулки и выказывала свое расположение посредством долгих разговоров. Такое поведение возлюбленной придало Федору Ивановичу смелости, и он пришел просить ее руки. Но родители красавицы, считавшие, что этот брак невыгоден, поскольку их род имеет отношение к императорской семье, отказали ему. Глубоко обиженный, молодой человек перестал посещать их дом и увидел Амалию только через 10 лет после расставания. Эта встреча вызвала у него самые счастливые воспоминания, которые он воплотил в стихотворении, написанном в 1836 году.
Тема стихотворения
О прекрасном юношеском чувстве напоминает то, что воплотил Тютчев в своем произведении. Прошлое видится лирическому герою не сквозь туманную дымку, а просто и ясно: это было время, когда он был счастлив, влюблен, и потому все казалось ему даже лучше, чем было на самом деле.
Композиция
Построение стихотворения одночастное. Федор Иванович последовательно воссоздает образ прошлого, описывая сначала шелест Дуная у подножия холма, развалины замка и двух молодых людей, идущих по ним. О девушке он практически ничего не говорит, описывая ее косвенно. Можно понять, что она молода и так красива, что даже солнце не решается с ней попрощаться.
Завершается произведение идиллическим образом, наполненным беззаботностью: ветер развевает платье спутницы лирического героя, которая только смотрит вдаль. Они молоды, им хорошо вместе, они наслаждаются жизнью и обществом друг друга.
Жанр
Это произведение относится к жанру лирической поэзии, тонкой и проникновенной. Хотя Федор Иванович описывает прошлое, в нем нет никакой грусти – оно было настолько прекрасно, что даже воспоминания о нем могут быть необыкновенно светлыми и теплыми.
Также невозможно не заметить мелодичность стихотворения, которая создана благодаря четырехстопному ямбу. Он также придает ему глубину и ритм.
Средства выразительности
Для более точного описания образа прошлого и особенно для создания эмоционально насыщенной атмосферы Тютчев использует ряд способов:
- Эпитет –
«золотое время», «сладкая земля», «моховой гранит”
. - Метафоры –
«дорогая сердцу земля», «день догорел», «тень мимолетной жизни”
. - Персонификация –
«Дунай шумел», «развалина глядела», «солнце заколебалось, попрощалось», «ветер заиграл”
.
Все они позитивно окрашены и словно наполняют произведение теми теплыми чувствами, которые испытывал поэт, создавая его. Благодаря этим средствам выражения стихотворение получилось таким же прекрасным, как и вдохновившая его муза.
Комментирование закрыто