«Море» В. Жуковского написано в духе романса. В стихотворении видно, как тонко чувствовал поэт мощную стихию. Его изучают в 9 классе школы. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником при подготовке к урокам и ЕГЭ.
Краткий анализ
Тема стихотворения – красота и характер моря.
Композиция — произведение условно разделено на смысловые части: описание тихого моря и пейзажа, воспроизводящего бушующие морские просторы. Формально стихотворение не разделено на строфы.
Жанр: элегия.
Размер стихотворения — амфибрахический четырёхстопный, строки не рифмуются.
Метафоры — «ты жив; ты дышишь спутанной любовью, ты наполнен тревожными мыслями», «что движет твоей огромной грудью», «ты ударяешь, ты воешь, ты поднимаешь волны», «ты, любующийся небом, трепещешь для этого».
Эпитеты – «море тихое, море лазурное», «плен земной», «небо далекое, светлое», «таинственная, милая» жизнь, «светящаяся лазурь», «тучи темные».
История создания
Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 году. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма к романтизму. Это направление было очень популярно в русской литературе начала XIX века. Его признаки мы видим в «Море», которое ученые считают новаторским произведением поэта.
История создания стихотворения также связана с личными переживаниями автора. В момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но не смог создать с ней семью. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.
Тема
В произведении автор развивает тему красоты и мощи морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский создает в одной работе статичные и динамичные пейзажи.
Под образом лирического героя скрывается человек, умеющий понимать природу и разговаривающий с морем, как со старым другом. Остаться наедине с морем приносит ему радость: «Я стою, очарованный твоей бездной»
.
В первой части стихотворения море тихо. Глаз лирического героя радуется синеве моря. Он уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы полны тревожной мысли. Лирический герой просит море раскрыть свои тайны, спрятанные глубоко в водной гуще. Он догадывается, что морская стихия достигает неба. Она объединяется с «сияющая лазурь»
небо, наполненное его светом.
Союз моря и неба разрушают черные тучи. Они пытаются отобрать высоты, но водная стихия не сдается без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разбивает тьму. Вскоре оно побеждает, но долго тревожится, разгоряченное боем. Чтобы воспроизвести бушующее море, автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамичность.
В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, но внутренне переживает за него. Видимо, эта «характеристика» моря и нравится герою.
Можно предположить, что В. Жуковский через метафорические образы рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – олицетворение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.
Композиция
В 9 классе важно уметь анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно разделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующую морскую гладь. Стихотворение не разделено на строфы. Благодаря особенностям композиции линии напоминают волны бескрайнего океана.
Жанр
Сам В. Жуковский определил стих как элегию. Собственно, оно и написано в этом жанре, поскольку произведение носит созерцательный характер, и в строках появляются грустные тона. Поэтический размер — тетрастоп амфибрахии. Строки не объединены рифмой; их созвучие основано на ритме.
Средства выразительности
Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и воспроизвести красоту моря, В. Жуковский использовал художественные средства. Метафоры играют в тексте главную роль: «ты жив; ты дышишь спутанной любовью, ты наполнен тревожными мыслями», «что движет твоей огромной грудью», «ты дерешься, ты воешь, ты поднимаешь волны», «ты, любуясь небом, трепещешь за него»
. Эпитет придает выразительность морским картинам: «море спокойное, море лазурное», «плен земной», «небо далекое, светлое», «таинственное, милое»
жизнь, «светящаяся лазурь», «темные облака»
.
Автор воспроизвел шум моря с помощью аллитерации. В некоторых строфах он употреблял слова с согласными «ж», «ш»: «ты жив, ты дышишь», «ты дерешься, ты воешь, ты поднимаешь волны, ты рвешь и мучаешь»
.
Комментирование закрыто