Многие стихотворения А. Ахматовой поражают тесным переплетением личных и гражданских мотивов. Примером такого пласта ее текстов является произведение «У меня был голос», написанное сразу после Октябрьской революции 1917 года в России. Этому учат в 11 классе. Предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, прочитав краткий анализ «У меня был голос» по плану.
Краткий анализ
История создания — произведение написано в 1917 году, во время революции. Позже она вошла в сборник «Белая гвардия».
Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.
Композиция — Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные загадочному голосу, описание реакции лирической героини на что она услышала.
Жанр: лирическое стихотворение.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «когда народ в предсмертной песне ждал немецких гостей», «столица Невы, забыв свое величие. не знала, кто ее возьмет», «Я хочу вынести черный позор моего сердца».
Эпитеты — «суровый дух Византии», «столица Невы», «страна глухая и грешная», «дух скорбный».
Сравнения — заглавные, «как пьяная блудница».
История создания
Стихотворение «Я имел голос» — это крик души поэта, разразившийся под давлением событий в его личной жизни и в жизни русского народа. Работа появилась в 1917 году, когда в России произошла революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидцем голода и красного террора. Она прекрасно понимала, что она вместе с сыном тоже может стать жертвой бунтующих событий.
В то время А. Ахматова жила очень бедно, поскольку почти не публиковалась, и у нее остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался уговорить жену переехать к нему, но она отказалась. Судя по всему, прообразом загадочного голоса стал Гумилев.
Тема
В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения – лирическая героиня. Из ее уст исходит описание других образов стихотворения: России, столицы и голоса.
Первые строфы представляют собой метафорические описания родины лирической героини. Она рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», и чувствовал, что они принесут с собой смерть. Героиня замечает, что переворот затронул даже церковь, и он покинул ее «дух Византии»
. Героиня очень жестко отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девушкой. Это объединение, по-видимому, также вдохновлено революционными событиями.
В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Кому оно принадлежит, лирическая героиня не говорит, а может быть, просто не знает. Она помнит, как голос пытался уговорить ее покинуть Россию. Он даже пообещал вымыть руки женщины и избавить ее от боли. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня сделала свой выбор не раздумывая: она закрыла уши, чтобы не осквернять подобными словами свой дух.
В анализируемом стихотворении Ахматова реализовала мысль о том, что искренняя любовь к отечеству неподвластна обстоятельствам, диктуемым историей или обществом.
Композиция
Композиция работы проста. Он выполнен в форме монолога лирической героини, который разделен по смыслу на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные загадочному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
Строки произведения написаны четырехстопным ямбом, использована схема перекрестной рифмы АВАВ.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение: здесь переданы самые сокровенные мысли и чувства лирической героини.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и донести идею до читателя, А. Ахматова использовала средства выразительности. В тексте преобладают метафоры: «когда народ в предсмертной песне ждал немецких гостей», «суровый дух Византии», «столица Невы, забыв свое величие. не знала, кто возьмет ее», «возьму черный позор моего сердца
Эпитетов меньше, но они помогают придать мысли законченность и необходимые эмоциональные нюансы: «невская столица», «глухой и грешный край», «скорбный дух»
. Сравнение – прописная, «как пьяная блудница».
Комментирование закрыто