Многие стихотворения А. Ахматовой поражают тесным переплетением личных и гражданских мотивов. Примером такого пласта ее текстов является произведение «У меня был голос», написанное сразу после Октябрьской революции 1917 года в России. Этому учат в 11 классе. Предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, прочитав краткий анализ «У меня был голос» по плану.

Краткий анализ

История создания — произведение написано в 1917 году, во время революции. Позже она вошла в сборник «Белая гвардия».

Тема стихотворения – кровавые исторические события и верность Родине.

Композиция — Стихотворение написано в форме монолога лирической героини, который по смыслу можно разделить на три части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные загадочному голосу, описание реакции лирической героини на что она услышала.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «когда народ в предсмертной песне ждал немецких гостей», «столица Невы, забыв свое величие. не знала, кто ее возьмет», «Я хочу вынести черный позор моего сердца».

Эпитеты — «суровый дух Византии», «столица Невы», «страна глухая и грешная», «дух скорбный».

Сравнения — заглавные, «как пьяная блудница».

История создания

Стихотворение «Я имел голос» — это крик души поэта, разразившийся под давлением событий в его личной жизни и в жизни русского народа. Работа появилась в 1917 году, когда в России произошла революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидцем голода и красного террора. Она прекрасно понимала, что она вместе с сыном тоже может стать жертвой бунтующих событий.

В то время А. Ахматова жила очень бедно, поскольку почти не публиковалась, и у нее остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался уговорить жену переехать к нему, но она отказалась. Судя по всему, прообразом загадочного голоса стал Гумилев.

Тема

В лаконичном произведении А. Ахматова раскрывает две темы – кровавые исторические события и верность Родине. В центре стихотворения – лирическая героиня. Из ее уст исходит описание других образов стихотворения: России, столицы и голоса.

Первые строфы представляют собой метафорические описания родины лирической героини. Она рассказывает, как народ ждал немецких «гостей», и чувствовал, что они принесут с собой смерть. Героиня замечает, что переворот затронул даже церковь, и он покинул ее «дух Византии». Героиня очень жестко отзывается о столице России, сравнивая ее с распутной девушкой. Это объединение, по-видимому, также вдохновлено революционными событиями.

В стихах третьей строфы появляется образ голоса. Кому оно принадлежит, лирическая героиня не говорит, а может быть, просто не знает. Она помнит, как голос пытался уговорить ее покинуть Россию. Он даже пообещал вымыть руки женщины и избавить ее от боли. Однако любовь к Родине оказалась сильнее. Героиня сделала свой выбор не раздумывая: она закрыла уши, чтобы не осквернять подобными словами свой дух.

В анализируемом стихотворении Ахматова реализовала мысль о том, что искренняя любовь к отечеству неподвластна обстоятельствам, диктуемым историей или обществом.

Композиция

Композиция работы проста. Он выполнен в форме монолога лирической героини, который разделен по смыслу на части: рассказ об исторических событиях, строки, посвященные загадочному голосу, описание реакции лирической героини на услышанное.
Строки произведения написаны четырехстопным ямбом, использована схема перекрестной рифмы АВАВ.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение: здесь переданы самые сокровенные мысли и чувства лирической героини.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и донести идею до читателя, А. Ахматова использовала средства выразительности. В тексте преобладают метафоры: «когда народ в предсмертной песне ждал немецких гостей», «суровый дух Византии», «столица Невы, забыв свое величие. не знала, кто возьмет ее», «возьму черный позор моего сердцаЭпитетов меньше, но они помогают придать мысли законченность и необходимые эмоциональные нюансы: «невская столица», «глухой и грешный край», «скорбный дух». Сравнение – прописная, «как пьяная блудница».