Анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать один. Ночь понедельника

Стихотворение «Двадцать. Ночь. Понедельник» считается одним из важнейших для понимания раннего периода творчества Ахматовой.Краткий анализ «Двадцать. Ночь. Понедельник» по плану можно использовать на уроках литературы в 9 классе, чтобы школьники могли разобраться в этом вопросе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция линейная, от первой строфы к третьей мысль развивается последовательно.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер — трехстопный анапест.

Эпитет – «песни о любви”.

Метафора — «и почиет на них тишина“.

История создания

1917 год был для Ахматовой очень тяжелым. Не только из-за революции, потрясшей всю Россию, но и по личным причинам: разногласия с мужем становились все очевиднее и глубже. К тому же поэтесса начинает сомневаться в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что ее поэтические сборники были очень хорошо приняты как критиками, так и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.

У Ахматовой было ощущение, что ее брак не просто дает трещину – он разваливается. Она разочаровалась в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью овладеть ее сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она действительно разочаровалась в отношениях и относилась к любви без прежнего страха.

Стихотворение впервые было опубликовано в том же году в знаковом сборнике «Белая стая» для Анны Андреевны, где она предстает в новой поэтической форме.

Тема

Тема работы довольно проста. Он посвящен разочарованию в любви – этому прекрасному чувству, которое в полной мере испытала лирическая героиня, и в то же время оно сделало ее несчастной. Вот почему она с такой иронией говорит о любви, отрекается от нее, считает, что само ее существование — сказка, сочиненная бездельником.

При этом у читателя остается ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными как бы в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно же, быть любимым в ответ.

Композиция

Линейно развивающаяся композиция стихотворения позволяет читателю проникнуть в духовный мир лирической героини. В первой строфе она как бы намечает время действия, показывая глубину своей задумчивости. Кажется, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждая себя, что любви на самом деле не существует. Нетрудно представить себе такую ​​картину.

Вторая строфа также полна разочарований: ведь каждый верит в фикцию любви и живет ею, беспокоясь о несуществующем и незначительном чувстве.

В третьей строфе раскрывается основная мысль о том, что у самой лирической героини утраченная иллюзия отняла радость жизни, отняла возможность просто жить. При этом она говорит, что озарение, подобное тому, которое посетило ее, доступно не каждому. И становится ясно, что сама лирическая героиня хотела бы от него отказаться.

Анапест длиной в три фута придает поэтическим строкам форму отражения.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором Ахматова описывает собственные чувства, вкладывая горькие слова в уста лирической героини. Она еще так молода, но разочаровалась в самом главном чувстве для любой женщины, и это приводит ее в отчаяние.

Средства выразительности

Ахматова намеренно упростила этот стих, фактически использовав всего два образно-выразительных средства: эпитет – «Любовные песни”, сравнение – «как будто я заболел” и метафора – «и тишина почиет на них”. Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть растерянное душевное состояние разочарованной женщины. У нее нет времени на громкие фразы.

При этом эпитет «песня о любви» играет очень важную роль – он показывает, насколько иронично мировоззрение лирической героини, с радостью писавшей подобные песни.