Стихотворение «Двадцать. Ночь. Понедельник» считается одним из важнейших для понимания раннего периода творчества Ахматовой.Краткий анализ «Двадцать. Ночь. Понедельник» по плану можно использовать на уроках литературы в 9 классе, чтобы школьники могли разобраться в этом вопросе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – разочарование в любви.
Композиция линейная, от первой строфы к третьей мысль развивается последовательно.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер — трехстопный анапест.
Эпитет – «песни о любви”.
Метафора — «и почиет на них тишина“.
История создания
1917 год был для Ахматовой очень тяжелым. Не только из-за революции, потрясшей всю Россию, но и по личным причинам: разногласия с мужем становились все очевиднее и глубже. К тому же поэтесса начинает сомневаться в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что ее поэтические сборники были очень хорошо приняты как критиками, так и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.
У Ахматовой было ощущение, что ее брак не просто дает трещину – он разваливается. Она разочаровалась в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью овладеть ее сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она действительно разочаровалась в отношениях и относилась к любви без прежнего страха.
Стихотворение впервые было опубликовано в том же году в знаковом сборнике «Белая стая» для Анны Андреевны, где она предстает в новой поэтической форме.
Тема
Тема работы довольно проста. Он посвящен разочарованию в любви – этому прекрасному чувству, которое в полной мере испытала лирическая героиня, и в то же время оно сделало ее несчастной. Вот почему она с такой иронией говорит о любви, отрекается от нее, считает, что само ее существование — сказка, сочиненная бездельником.
При этом у читателя остается ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными как бы в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно же, быть любимым в ответ.
Композиция
Линейно развивающаяся композиция стихотворения позволяет читателю проникнуть в духовный мир лирической героини. В первой строфе она как бы намечает время действия, показывая глубину своей задумчивости. Кажется, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждая себя, что любви на самом деле не существует. Нетрудно представить себе такую картину.
Вторая строфа также полна разочарований: ведь каждый верит в фикцию любви и живет ею, беспокоясь о несуществующем и незначительном чувстве.
В третьей строфе раскрывается основная мысль о том, что у самой лирической героини утраченная иллюзия отняла радость жизни, отняла возможность просто жить. При этом она говорит, что озарение, подобное тому, которое посетило ее, доступно не каждому. И становится ясно, что сама лирическая героиня хотела бы от него отказаться.
Анапест длиной в три фута придает поэтическим строкам форму отражения.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором Ахматова описывает собственные чувства, вкладывая горькие слова в уста лирической героини. Она еще так молода, но разочаровалась в самом главном чувстве для любой женщины, и это приводит ее в отчаяние.
Средства выразительности
Ахматова намеренно упростила этот стих, фактически использовав всего два образно-выразительных средства: эпитет – «Любовные песни”
, сравнение – «как будто я заболел”
и метафора – «и тишина почиет на них”
. Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть растерянное душевное состояние разочарованной женщины. У нее нет времени на громкие фразы.
При этом эпитет «песня о любви» играет очень важную роль – он показывает, насколько иронично мировоззрение лирической героини, с радостью писавшей подобные песни.
Комментирование закрыто