Пейзажные тексты А.С. Пушкина являются не только воплощением образов природы, но и выражением собственных переживаний поэта. Стихотворение «Зимняя дорога» описывает дальнюю зимнюю дорогу, что отражает состояние лирического героя. Предлагаем вам прочитать краткий анализ «Зимней дороги», который поможет вам подготовиться к уроку литературы в 4 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «душевная тоска».

Композиция — По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи строф.

Жанр: элегия.

Поэтический размер – четырехстопный хорей, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «луна пробивается сквозь туманы», «полночь не разлучит нас», «туманно лицо луны».

Эпитеты – «волнистый туман», «унылая дорога», «монотонный звонок», «смелая партия», «черная изба», «полосатые версты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 году. Оно имеет автобиографическую основу. Существует две версии истории создания произведения. Некоторые ученые полагают, что оно посвящено дальней родственнице автора Софье Пушкиной. Мало кто знает, что поэт собирался на ней жениться. Зимой 1826 года он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, София скрывается под образом загадочной Нины.

Другие исследователи утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 года Пушкин, находившийся в ссылке в селе Михайловском, был извещен, что Николай I ждет его в Москве. Император обещал поэту свое покровительство и свободу от цензурного контроля. Известно, что разговор с императором был напряженным.

«Зимний вечер» впервые появился в печати в 1828 году в журнале «Московский вестник».

Тема

Как и у многих поэтов, пишущих пейзажные тексты, стихи Пушкина тесно связаны с душевными переживаниями человека. Автор раскрывает две темы – красоту зимней природы и «горе». В центре произведения – лирический герой, второстепенные образы – Нина и кучер.

Лирический герой едет по зимней дороге. Уже вступительные пейзажные зарисовки дают понять читателю, что главный герой находится в грустном настроении. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные луга. Дорога кажется герою скучной, и даже колокольчик борзой тройки не звенит, а гремит и напрягает слух.

Лирический герой стихотворения слушает песни кучера. Песни вызывают у него смешанные чувства радости и меланхолии. По дороге нечего радовать глаз, кругом пустынно: ни огня, ни «домики», только вехи наступают и еще больше угнетают героя.

Скука немного утихает, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает представлять чудесные моменты в компании девушки. Заметно, что герой влюблен, потому что он говорит: «Я хочу забыться у камина и просто смотреть на него». Герой удовлетворен тем, что полуночный час не разлучит его с возлюбленной.

В заключительной строфе путешественник оставляет свои мечты и возвращается в реальность. Ему снова грустно. Он мысленно обращается к Нине и рассказывает о скучном путешествии и дремлющем кучере.

Прочитав произведение, становится понятно, в чем заключается основная идея: грустные, однообразные заснеженные равнины наводят грусть на героя, и он мечтает о встрече со своей возлюбленной.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения проста. По смыслу стихотворение условно разделено на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Образы зимней природы создают обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи строф по четыре строки в каждой. Анализ формально-смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт описывает природу и постоянно подчеркивает ее печаль; в стихах, обращенных к Нине, наряду с радостными нотками чувствуется меланхолия. Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, мужские и женские рифмы чередуются.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создан средствами выразительности. Они также являются инструментом передачи переживаний лирического героя. Доминирующими эпитетами в тексте являются: «волна тумана», «унылая дорога», «монотонный звонок», «смелая вечеринка», «черная хижина», «полосатая миля». Метафоры персонификации придают выразительность пейзажам и психологическим зарисовкам: «Луна проходит сквозь туманы», «Полночь нас не разлучит», «Лик луны туманен». Поэт не использует сравнений. Смешанные чувства лирического героя переданы с помощью антитезы, например, описывая песню кучера, он говорит, что чувствует в ней: «Либо безрассудное удовольствие, либо сердечная тоска».

Чтобы передать печаль героя, А. С. Пушкин заканчивает несколько предложений многоточием.