В «Зимнем вечере» А.С. Пушкина показана буря, бушующая за окном, в то время как лирический герой находится в деревенской избе. В произведении поэт обращается к своей няне; вы чувствуете одновременно тоску и надежду на лучшую жизнь. Стихотворение изучают в 5–6 классах. Предлагаем вам узнать об этом, прочитав краткий анализ «Зимнего вечера» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – зимняя гроза и теплое общение с близким сердцу человеком.
Композиция – Кольцевая композиция. Смысл стихотворения делится на две части: описание вьюги и обращение к няне. Формально стихотворение состоит из четырех октав.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический метр – написан хореем четырехстопным, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – «любовник моей бедной юности», «веселее станет на сердце».
Эпитет — «ветхая крыша», «задержавшийся путник», «ветхая изба грустна и темна», «хороший друг».
Сравнения — «то завыет, как зверь, то заплачет, как ребенок», «как запоздалый путник постучится к нам в окно».
История создания
История создания «Зимнего вечера» связана со ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 году Александр Сергеевич вернулся на родину из южной ссылки, но быстро вернуться к светской жизни ему не позволили, так как его отправили в родовое имение. Наблюдение за поэтом легло на плечи отца, поэтому Александр Сергеевич «сбежал из дома» и надолго остался в имениях соседей. Дома он чувствовал себя некомфортно, ведь его начальником был Сергей Львович.
Осенью 1825 года семья поэта переехала в Москву, и Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. С молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 года появилась рукопись анализируемого стихотворения, в которой очевидны были автобиографические мотивы.
Тема
В произведении А.С. Пушкин развивает свою любимую зимнюю тему и переплетает ее с темой теплого общения с любимым человеком. Стихотворение начинается с описания метели, которую слушает лирический герой. Он представляет себе, как за окном кружатся снежные вихри, улавливая каждый шум бури. Метель проявляется по-разному – воет по-звериному, плачет по-детски, шуршит соломой и стучится в окно. Гроза становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».
Во второй строфе появляется образ няни, но сначала автор описывает полуразрушенную хижину. Она «грустно и мрачно»
, что можно сказать о настроении лирического героя. Старая няня тихо сидит у окна. Герой спрашивает, уснула ли она, слушая шорох своего паука.
Чтобы развеять печаль, герой предлагает старухе выпить и спеть ему. Судя по всему, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а потому приносят покой в его сердце.
В последних восьми строках вновь описывается вьюга, и лирический герой повторяет предложение выпить. Повторением стихов подчеркивается грустное настроение лирического героя.
В произведении реализована идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом любимый человек. Автор утверждает, что приятная беседа с хорошим человеком способна поднять сердце.
«Зимний вечер» — одно из самых популярных произведений русской литературы; некоторые строки превратились в афоризмы.
Композиция
Стихотворение разделено на две части: описание вьюги и обращение к доброй старой няне. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенностью формально-смысловой организации является повтор первых четырех строк в первом и третьем октетах.
Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, присутствуют мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку лирический герой грустит, вспоминает свою плохую молодость, грустное настроение передается и через пейзажи.
Средства выразительности
Стихи А.С. Пушкина богаты выразительными средствами. Они помогают отобразить зимнюю погоду, создать образы лирического героя и няни, передать внутреннее состояние героев.
В тексте присутствуют метафоры: «возлюбленный моей бедной юности», «на сердце станет веселее»
. Они поражают своей простотой и выразительной передачей преобладающего настроения «сбрасывать»
. Детали выделяются с помощью эпитетов: «Крыша обветшала», «Задержавшийся путник»,
«в полуразрушенной каюте грустно и темно», «хороший друг»
. Сравнения используются для наполнения описания бури звуками: «то завыет, как зверь, то заплачет, как ребенок» «как запоздалый путник постучится к нам в окно»
. В произведении есть антитеза: тишина дома контрастирует с завыванием бури.
В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к няне несколько раз используются риторические вопросы.
Комментирование закрыто