Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро

Краткий анализ

Тема стихотворения – красота русской природы зимой.

Состав – линейный состав наблюдается во всех шести.

Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажный.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с парной и круговой рифмовкой.

Эпитеты – «день чудесный», «друг прелестный», «гулубые небеса», «великолепные ковры», «янтарный блеск», «веселый треск”.

Сравнение – «как бледное пятно”.

Олицетоверния – «мгла носилась», «вьюга зла”.

https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimnee-utro.html

«Зимнее утро» — один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, проникнутое трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ «Зимнего утра» можно использовать по плану на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и погрузятся в его атмосферу.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным наблюдением полиции. Друзья поэта, стремясь дать ему немного мирной жизни, пригласили его угостить. И вот, будучи гостем Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики полагают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и няне Арине Родионовне.

находясь среди близких людей, в дружеской обстановке, Александр Сергеевич не только отдыхает душой, но и испытывает потребность творить. Созданный «Зимним утром» пропитан радостью от общения с природой, от того, что можно просто наслаждаться ее красотой и ни о чем больше не думать.

Опубликовано стихотворение года счастья в альманахе «Царское село”.

Тема

Посвящается этому продукту русской природы. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали снежные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одной из лучших его работ стал зимний пейзаж. Очевидно, что она написана под впечатлением реальной картины, увиденной им во время пребывания в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать свое настроение, навеянное этой картиной.

Основная идея этой работы довольно проста: человека окружает красота в любое время года. Важно не упустить это, не упустить возможность полюбоваться окружающим миром и насладиться его чудесами.

Композиция

Классическая линейная композиция, однако, заслуживает детального анализа.

В первых шести главах главный герой этого лирического произведения любуется красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить свою возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была гроза, а возлюбленный сидел в печали, и нынешнему состоянию природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое с восхищением описывает поэт, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно насладиться тем, как весело потрескивают поленья в камине.

Но последняя строфа снова отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы по своему желанию насладиться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают красивую картину.

Жанр

Тип текста легко определить уже по названию, обещающему красивые описания русской природы и зимних пейзажей. Поэтому это произведение относится к пейзажной лирике, а жанр его – лирический стих, так как в нем отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя размер стиха — четырехстопный ямб. Это тонкий стичоверний, производительная мелодичность. Интересен и спосы риммовки – парная и кольцевая. Кроме того, поэт использует как женские, так и мужские рифмы, и это тоже помогает передать настроение.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем творчестве самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – «день чудесный», «друг прелестный», «гулубые небеса», «великолепные ковры», «янтарный блеск», «веселый треск”
  • Сравнение – «как бледное пятно”
  • Олицетворение – «мгла носилась», «вьюга зла”

Кроме того, благоприятное развитие образования, такие как «друг прелестный», «брасавица”.

В произведении яркие эпитеты сочетаются с темными, создавая контраст, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. В нем есть метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.