Анализ стихотворения Тютчева «Зима злится за что-то

«Недаром Зима злится» — стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем показана любовь поэта к природе и его философское отношение к действительности. Ознакомиться с кратким анализом «Зима злится не просто так» по плану, который будет полезен при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

Тема – битва зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа молодости.

Композиция круглая; описание начинается и заканчивается изображением весны.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб, стихотворение состоит из пяти четверостиший, рифмы точные и неточные, используются мужская и женская, способ рифмования – перекрестная АБАБ.

Персонификации — «Недаром зима злится», «Весна стучится в окно», «Зима суетится и ворчит о весне», «Весны и печали мало: в снегу умылась”.

Метафоры – «Злая ведьма сошла с ума», «Превратилась в прекрасного ребенка”.

Аллитерация — «И жаворонки в небе уже закричали», «Зима еще суетится и тучут весну, но она смеется в глаза и только больше шумит…”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину тютчевских текстов, где основной идеей является любовь к природе. «Недаром зима злится…» было написано в 1836 году. К этому времени поэт уже приобрел популярность среди широкой публики и печатался в журналах. Выявились особенности стихотворений Тютчева: переплетение нескольких тем, простота изложения, понимание глубоких философских вопросов и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отражено в изучаемом стихотворении.

Тема

Основная мысль стихотворения скрыта. Оно выражается через описание, казалось бы, знакомого события – смены времен года. Но поэт делает это, создавая яркие образы весны и зимы. Лирический герой рад, что сварливая ведьма «злая ведьма”, Зима, несмотря на все свои усилия остановить ход событий, проиграет молодой, прекрасной Весне.

В создании таких героинь есть особый философский смысл. Проводится определенное сравнение между сменой времен года и обновлением вообще. Молодежь, смелая, свежая, всегда победит, а не заменит устаревшее.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего частей четыре.

С первого момента мы понимаем, что приближается весна. Она «он стучит в окно и выгоняет его со двора” злая старуха зима. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: «все суета”, «Жаворонки. уже зазвенели в колокольчик”.

Третья часть – описание зимы. Она «все еще занят”, «ворчит”. Зима уже не может сопротивляться своей юной сопернице, поэтому убегает и успевает закидать ее снегом. В четвертой и последней части мы снова видим перед глазами прекрасную, красно-рыжую девушку-весну, которой нет дела до проделок Зимы, она становится еще прекраснее.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четвертями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует разные типы рифм: точные (злится — стучит, время — двор), неточные (мало — стало), мужские (мычит — издает звук, вон — звенит), женские (суетится — смеется, сердится — бежит) прочь)) . Способ рифмования – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирической поэмы; оно красочно описывает природу. Это описание дано через призму восприятия лирического героя. Благодаря использованным приемам стихотворение может напоминать сказку: автор оживляет явления природы, дает им характеры, использует их имена в качестве названий, пишет с большой буквы слова «Зима» и «Весна.

Средства выразительности

Поэт использует различные художественные средства. Во-первых, это персонификации. Главными героями являются времена года, которые представлены как живые: «Зима злится не просто так”, «Весна стучится в окно”, «Зима еще занята и жаль весны”, «Весны и печали мало: я умылась в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – весна и зима.

Тютчев также использует метафоры, говоря о зиме и весне: «Злая ведьма сошла с ума”, «Красивому ребенку”.

Аллитерация помогает создать впечатление произошедшего волнения. Например, для передачи птичьего шума повторяются звуки «н» и «з”: «И жаворонки в небе уже зазвенели”. А для передачи шума и смеха используются звуки «х», «ч», «ш», «щ”: «Зима еще ворчит и рычит весной, но смеется в глаза и только больше шумит…”.

Читатель чувствует суету главных героев благодаря частому употреблению глаголов, создающих ритм: «злой”, «стук”, «расстройство”, «занятый”, «смеется”, «шумит”, «проклятый” и так далее.