Стихотворение «Жизнь» не самое известное в лирическом наследии Блока, но оно важно для его ранней лирики. Краткий анализ «Жизни» по плану раскроет ученикам 8 класса мир юного поэта. Может использоваться на уроках литературы для объяснения темы.
Краткий анализ
Тема стихотворения — смысл жизни, ее тайна и вечное течение; тематически относится к философским текстам.
Композиция двоякая: вопрос и попытка ответа; произведение состоит из 16 строк, гармонично объединенных общей идеей.
Жанр: элегия.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, рифма перекрестная.
Эпитеты – «мощные дары», «неожиданный порыв», «случайный плод», «благоухающие миры», «пылающая жизнь», «живая вечность”.
Метафоры — «мы жадно вдыхаем могучие дары природы», «жизнь дышит», «дети благоухающих миров», «печать ее создателя», «годы уходят в бесконечность”.
История создания
В 1899 году, когда было написано это произведение, автор был еще студентом, но уже размышлял о смысле жизни и искал ответы на свои вопросы в различных философских учениях. «Жизнь» — одно из самых ранних его стихотворений, известных сегодня; это многое говорит о таланте молодого человека и показывает вектор его дальнейшего развития.
Тема
Стихотворение посвящено вечной тайне бытия, его тема – сама жизнь. Поэт не просто рассказывает о том, как именно она возникла и кто был ее создателем: он смотрит на загадку как на обычного человека, пытающегося что-то понять о своем существовании. Он ищет ответ на вопрос, пока не понимает, что сделать это невозможно. И в этом главный смысл произведения.
Композиция
Тематически и композиционно все произведение разделено по смыслу на две части. Первые 8 строк как бы формулируют вопрос: что такое жизнь? Вторая половина стихотворения представляет собой вывод о невозможности ответа.
Автор говорит о том, как человек пытается разгадать загадку жизни – он осознает конечность своего существования. Разгадка вечной тайны бытия могла бы помочь ему, поэтому он и задает вопросы, которыми завершается первая часть стихотворения.
Лирическому герою задается вопрос, являются ли люди на Земле случайным явлением или, может быть, частью другого мира, по каким-то причинам отколовшегося от него.
Блок показывает, что главной проблемой является фундаментальная непознаваемость жизни. Сколько бы человек ни искал ответ, найти его все равно не удается. Все, что возможно, — это верить, что на тебе лежит печать творца.
Произведение заканчивается мыслью о том, что все вечно – творец дает новое взамен прошлого. Мысль о том, что со смертью одного человека жизнь все равно продолжается, не выражена прямо, а читается между строк. Это «начало и конец» жизни.
Жанр
Это философская элегия, в которой Александр Александрович обращается к одной из самых волнующих человечество тем. С свойственной молодости категоричностью он дает свой ответ на столь сложный и глубокий вопрос.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, используется перекрестная рифма. Такая простая форма — сигнал читателю сосредоточиться на содержании.
Средства выразительности
Уже в ранних текстах Блока появилась его характерная черта — насыщенность текста густонаселенными тропами. В стихотворении «Жизнь» это проявляется очень ярко.
- Эпитет –
«мощные дары», «неожиданный порыв», «случайный плод», «ароматные миры», «горящая жизнь», «живая вечность”
. - Метафоры –
«мы жадно вдыхаем могучие дары природы», «жизнь дышит», «дети ароматных миров», «печать ее создателя», «годы уходят в бесконечность”
.
Комментирование закрыто