Анализ стихотворения Твардовского «За далью

А.Т. Твардовского «За далью есть даль» изучают в 8 классе на уроках литературы. В центре работы мотив дороги, она написана под впечатлением от поездки в Советский Союз. Поэтические строки Александра Трифоновича ясны, просты и в то же время богаты и разнообразны. В нашей статье вы можете ознакомиться с полным и кратким разбором «За пределами дистанции – Дистанция» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было создано в 1950-1960-е годы. В 1967 году он был опубликован полностью.

Тема – философские размышления о вечных ценностях, судьбе Родины, воспоминаниях и путевых заметках, объединенных мотивом дороги.

Состав – 15 глав с расплывчатым сюжетом, композиционно объединенных темой путешествий.

Жанр – лирико-эпическая поэма, по своему размаху считается лирико-философским эпосом.

Поэтический размер – четырехстопный ямб.

Метафоры — «залиты светом», «прибежище суда», «волна грозного зноя», «семь тысяч рек», «одна семья», «кузница силы», «ветер века — он дует» приплывает к нам”.

Эпитеты — «ужасное переживание», «страшные испытания», «тихая, бесконечная тоска», «горькая тоска», «с безнадежным терпением», «пустой рабочий день”.

Персонификации — «батарейки ревут», «дорога бьет, трясет и лечит», «жизнь меня не обделила, не обошла меня своей добротой”.

История создания

Стихотворение было задумано автором задолго до того, как оно было написано; с 1950 по 1960 годы произведение создавалось, перерабатывалось, корректировалось, пока не приняло окончательный вид. Наиболее полная, законченная версия была опубликована в 1967 году. В связи с активной общественной и профессиональной деятельностью Твардовский долгое время не мог позволить себе совершить путешествие, описанное в стихотворении. Лишь после увольнения из редакции журнала «Новый мир» он отправился в долгожданное путешествие. Первоначально поэма задумывалась как эпическое произведение, путевые заметки, философские очерки, личные воспоминания; Стихотворение «За далью есть даль» включает в себя много пластов по жанру и содержанию”.

Тема

Тема стихотворения широка и разнообразна: основной мотив дороги переплетается с описанием природы Сибири, Урала, Дальнего Востока, с философскими размышлениями о жизни, истории и личными воспоминаниями. Автор обращается к проблемам нравственного выбора, совести и справедливости, вечных ценностей, жизни и смерти; в стихотворении также раскрывается тема только что закончившейся победы, войны и ее последствий. Много внимания уделено теме творчества, поэту и его предназначению, значению этой профессии и ее специфике.

Все произведение пронизано особой романтикой дороги, отношений с полузнакомыми пассажирами и видом из окна поезда в разное время суток. Тему стихотворения ярко характеризуют названия глав «Огни Сибири», «На Ангаре», «Фронт и тыл», «Друг детства», «Литературный разговор». В поэме нет одного героя; для него характерна бессюжетность и многоплановость, хотя лирический герой, соотнесенный с личностью автора, присутствует. Основная идея произведения заключается в том, что надо жить в согласии со своей совестью, уважать историю страны, без этого не будет счастливого будущего.

Композиция

Стихотворение состоит из 15 глав, связанных между собой тематически и структурно. Каждая глава — это отдельный остров, «остановка» в путешествии — где-то это делает поезд, где-то память о лирическом герое, а иногда и отвлеченные размышления о вечных ценностях. Сама композиция построена на отъезде лирического героя из родного города с жгучим стремлением к новым далям во Владивосток, который станет конечным пунктом назначения.

Жанр

Произведение относится к жанру стихотворения. Учитывая большой объем, структуру и разнообразие тематического содержания поэмы, ее называют лирико-философской эпопеей. Следует отметить, что многие главы задумывались как лирические стихотворения и лишь в окончательной редакции были включены в структуру стихотворения. Стих Твардовского легок и прост, этим отличаются все произведения автора. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Средства выразительности

Язык стихотворения ярок и богат: кроме эпитетов, метафор и персонификаций, в произведении присутствует множество поговорок, поговорок, фразеологизмов, устоявшихся выражений народного характера; используется высокоуровневая лексика и фольклорные образы. Автор изображает широту русской души, ее размах и безграничность, используя все известные средства выражения, включая эпитеты, метафоры, синекдохи, метонимию, антитезы, иронию, гиперболы, литоты. Картины словно оживают на страницах стихотворения, что обусловлено использованием различных троп и стилистических приемов.