Анализ стихотворения Брюсова «Молодому поэту

Стихотворение «молодому» поэту считается обращением Брюсова к самому себе. Если на уроке литературы в 11 классе использовать краткий анализ «Юному поэту» по плану, учащимся будет легче понять смысл этого произведения и идею, которая привела к его созданию.

Краткий анализ

История создания — она ​​была написана в 1896 году, на тот момент Брюсову только исполнилось 23 года, поэтому ее нельзя воспринимать как поэтическое завещание, а, скорее, как программу на будущее для самого себя.

Тема – роль поэта в жизни людей и место его поэзии.

Композиция – в стихотворении три строфы и столько же частей, так как каждая строфа посвящена отдельной части поэтического размышления.

Жанр – философские тексты, стихотворение явилось манифестом нового литературного направления – символизма, основоположником которого был сам Брюсов.

Размер стихотворения — четырехстопный дактиль с перекрестной и женской рифмой.

Эпитет — «бледный юноша», «горящий взор», «побеждённый боец», «растерянный взор”.

История создания

Это редкий случай, когда известна точная дата написания произведения – 15 июля 1896 года. Преподавательская форма, в которой излагает свои идеи двадцатитрехлетний Брюсов, позволяет предположить, что это произведение — отнюдь не лирическое завещание, как его можно было бы считать на первый взгляд, а программный стих. Фактически в поэтической форме автор описывает три основных принципа символизма, получивших название «заветы”.

Написанное столь рано и имеющее интересную историю создания, произведение выйдет в свет в 1897 году, заняв достойное место в сборнике «Это я», где с «детской наглостью» изложены многие вопросы, волновавшие юного Брюсова.

Тема

В этом стихотворении автор рассматривает одну из «вечных» тем – предназначение поэта и его поэзии через призму символических начал. Поэт провозглашает главную идею: поэзия, по его мнению, должна быть отделена от толпы, она занимает особое, возвышенное место, подобно тому, как поэт — человек, стоящий над всеми и видящий все, что простому смертному никогда не дано шанс увидеть. Таким образом, его творчество является помощью обычному человеку, который может увидеть эмпирическое только через поэзию, которая, однако, доступна тем, кто наделен талантом и способностью видеть невидимые миры.

Композиция

Композиция стихотворение состоит из трех частей и разделено на строфы. Каждая строфа — свое «завещание», которому, по мнению Брюсова, должен следовать каждый молодой поэт.

В первой строфе он обращается к этому поэту и говорит, что ему следует писать не о настоящем, а только о будущем, ибо талантливому человеку дан дар предвидения.

Вторая строфа завещания призывает поэта любить только самого себя, что можно истолковать как потребность прислушиваться не к толпе, а к собственным потребностям и чувствам. Что особенно ясно здесь, так это обращение к теории символизма, которая требовала от поэта исключения интереса к другому человеку — по мнению символистов, это способствовало максимальной концентрации на творчестве. Именно об этом «эгоизме» говорит автор.

Наконец, третья строфа содержит не только пакт (Брюсов говорит о необходимости поклонения искусству), но и вывод: все три постулата едины и составляют самую суть поэзии символистов. Их выполнение – единственная возможность для молодого человека стать настоящим творцом. Это можно считать поэтической отсылкой к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа», где он говорит, что поэты — существа совершенно особенные. Поэзия – их божество.

Интересно, что в этом стихотворении заглавие играет еще и свою композиционную (и идейную) роль. Подчеркивается, что считать себя поэтом и быть им — две разные вещи.

Жанр

Это яркий пример философских текстов Брюсова, поскольку в своем творчестве он говорит о важных вопросах творческого существования.

Четырехстопный дактиль и перекрестная рифма с женской рифмой придают стихотворению торжественность и демонстрируют его принадлежность к высокому стилю. Старое церковное рабство также служит той же цели.

Средства выразительности

На первый взгляд кажется, что произведение недостаточно насыщено художественными средствами, даже скудными. И действительно, образы играют в этом произведении гораздо большую роль, чем привычные для классической поэзии средства выражения. Однако эпитет – «бледный юноша», «горящий взгляд», «побеждённый боец», «растерянный взгляд” — важные. С их помощью Брюсов подчеркивает важные мысли – возраст человека, к которому он обращается, его страсть к поэзии и в то же время неопытность.

Очень важна антитеза, использованная в первой строфе, когда Брюсов отвергает настоящее, противопоставляя его истинной цели поэта – будущему.

Благодаря обилию глаголов стихотворение очень динамично; это не просто рассуждение, это стимул к действию.