Стихотворение «Я встретил тебя — и все, что было» написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно представляет собой один из образцов любовной лирики поэта, созданный в поздний период его творческого пути. Краткий анализ «Я встретил тебя – и все, что произошло» по плану можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вспыхнувших вновь при их встрече после долгой разлуки.
Композиция линейна, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с некогда любимой женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои ощущения и наконец приходит к осознанию того, что все это правда любовь.
Жанр – лирическое стихотворение: очень яркое эмоциональное начало, произведение отражает мысли и чувства лирического героя.
Поэтический размер – стихотворение написано ямбом, используются точные, мужская и женская рифмы, а также они чередуются, способ рифмования – перекрестная АБАБ.
Эпитеты – «в ветхом сердце», «золотой век», «духовная полнота”.
Гипербола – «после столетия разлуки…”.
Персонификации — «…все, что было прежде.. ожило», «..жизнь снова заговорила”.
Метафоры – «все одышалось», «на сердце стало так тепло”.
Аллитерация – это повторение звуков «з», «с», «д», «т», «б», «р”.
Ассонанс – это повторение гласных звуков «о», «а», «е”.
Анафора – «Здесь не одно…», «Есть жизнь…»; «И то же в тебе…», «И то же в душе…”.
Оценка – «Несколько дней, иногда час…”.
История создания
Любовная лирика Федора Тютчева особенно заметна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил тебя» он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но несмотря на это, произведение наполнено глубокими, живыми чувствами, живой силой любящего сердца. Причиной тому стала встреча с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им буквами КБ (от Крюденера до баронессы).
Тема
Лирический герой встречает свою прежнюю любовь, которая вновь пробуждает в нем былые чувства. Воспоминания ему приятны: «Я вспомнил золотое время – и на сердце стало так тепло…”
.
Образ возлюбленной неточен; переданы только чувства поэта. Мы не можем себе представить, как выглядела эта женщина, какого рода «приятные особенности”
, но мы понимаем, что лирический герой любил ее.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых имеет определенный смысл, а вместе они создают единую цепь мысли поэта. Из первых мы узнаем о встрече героя с возлюбленной, которую он давно не видел. Он называет прошлые времена, связанные с ней – «Золотое время”
, они ему дороги. От мысленного возвращения к ним оживают старые чувства: «и на сердце мне стало так тепло”
.
Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а недавно вспомненные ощущения — с весной.
Следующие строфы представляют собой постепенное усиление, наплыв эмоций: «Звуки, которые никогда не утихали во мне, стали слышнее…”
. И уже в конце стихотворения он называет это смелой любовью: «Жизнь снова заговорила”
.
Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки и написано ямбом. Используются разные типы рифм, они чередуются: в первой и третьей строках — женские (прошлое — золотое, иногда — весной), во второй и четвертой — мужские (пробудившиеся к жизни — тепло, час — мы). Все строки характеризуются точной рифмой: дыхание – восторг, завершенность – функции. Способ рифмования – крестики (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Жанр
Жанр, в котором написано произведение – лирическое стихотворение. Оно передает самые сокровенные чувства и переживания лирического героя.
Теперь всем известен и красивый, мелодичный одноименный романс, ставший результатом положения стихотворения на музыку.
Средства выразительности
Выразительные средства, использованные в стихотворении, весьма разнообразны. Их сочетание создает чувство сопереживания лирическому герою, его чувствам. Тютчев использует эпитет: «в старом сердце”
, «Золотое время”
, «духовная полнота”
, метафоры: «все покрыто игрой”
, «На моем сердце было так тепло”
.
Также интересны персонификации: «…все, что было раньше.. ожило”
, «…жизнь снова заговорила”
, преувеличение: «после столетия разлуки…”
.
Стихотворение приобретает особую мелодичность и певучесть за счет повторения звуков: «з», «с», «д», «т», «б», «р» (аллитерация). Например, звук «т» встречается в первой строфе семь раз. Также используется ассонанс – повторение звуков «о», «а», «э”.
Для усиления эффекта, производимого на читателя, поэт использует и такой художественный прием, как анафора («Есть больше одного…”
, «Жизнь здесь…”
; «И в тебе то же самое…”
, «И то же самое в душе…”
) и оценка («Некоторые дни, иногда час”
).
Комментирование закрыто