Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил тебя — и все, что было

Стихотворение «Я встретил тебя — и все, что было» написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно представляет собой один из образцов любовной лирики поэта, созданный в поздний период его творческого пути. Краткий анализ «Я встретил тебя – и все, что произошло» по плану можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вспыхнувших вновь при их встрече после долгой разлуки.

Композиция линейна, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с некогда любимой женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои ощущения и наконец приходит к осознанию того, что все это правда любовь.

Жанр – лирическое стихотворение: очень яркое эмоциональное начало, произведение отражает мысли и чувства лирического героя.

Поэтический размер – стихотворение написано ямбом, используются точные, мужская и женская рифмы, а также они чередуются, способ рифмования – перекрестная АБАБ.

Эпитеты – «в ветхом сердце», «золотой век», «духовная полнота”.

Гипербола – «после столетия разлуки…”.

Персонификации — «…все, что было прежде.. ожило», «..жизнь снова заговорила”.

Метафоры – «все одышалось», «на сердце стало так тепло”.

Аллитерация – это повторение звуков «з», «с», «д», «т», «б», «р”.

Ассонанс – это повторение гласных звуков «о», «а», «е”.

Анафора – «Здесь не одно…», «Есть жизнь…»; «И то же в тебе…», «И то же в душе…”.

Оценка – «Несколько дней, иногда час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно заметна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил тебя» он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но несмотря на это, произведение наполнено глубокими, живыми чувствами, живой силой любящего сердца. Причиной тому стала встреча с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им буквами КБ (от Крюденера до баронессы).

Тема

Лирический герой встречает свою прежнюю любовь, которая вновь пробуждает в нем былые чувства. Воспоминания ему приятны: «Я вспомнил золотое время – и на сердце стало так тепло…”.

Образ возлюбленной неточен; переданы только чувства поэта. Мы не можем себе представить, как выглядела эта женщина, какого рода «приятные особенности”, но мы понимаем, что лирический герой любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых имеет определенный смысл, а вместе они создают единую цепь мысли поэта. Из первых мы узнаем о встрече героя с возлюбленной, которую он давно не видел. Он называет прошлые времена, связанные с ней – «Золотое время”, они ему дороги. От мысленного возвращения к ним оживают старые чувства: «и на сердце мне стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а недавно вспомненные ощущения — с весной.

Следующие строфы представляют собой постепенное усиление, наплыв эмоций: «Звуки, которые никогда не утихали во мне, стали слышнее…”. И уже в конце стихотворения он называет это смелой любовью: «Жизнь снова заговорила”.

Стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки и написано ямбом. Используются разные типы рифм, они чередуются: в первой и третьей строках — женские (прошлое — золотое, иногда — весной), во второй и четвертой — мужские (пробудившиеся к жизни — тепло, час — мы). Все строки характеризуются точной рифмой: дыхание – восторг, завершенность – функции. Способ рифмования – крестики (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Жанр

Жанр, в котором написано произведение – лирическое стихотворение. Оно передает самые сокровенные чувства и переживания лирического героя.
Теперь всем известен и красивый, мелодичный одноименный романс, ставший результатом положения стихотворения на музыку.

Средства выразительности

Выразительные средства, использованные в стихотворении, весьма разнообразны. Их сочетание создает чувство сопереживания лирическому герою, его чувствам. Тютчев использует эпитет: «в старом сердце”, «Золотое время”, «духовная полнота”, метафоры: «все покрыто игрой”, «На моем сердце было так тепло”.

Также интересны персонификации: «…все, что было раньше.. ожило”, «…жизнь снова заговорила”, преувеличение: «после столетия разлуки…”.

Стихотворение приобретает особую мелодичность и певучесть за счет повторения звуков: «з», «с», «д», «т», «б», «р» (аллитерация). Например, звук «т» встречается в первой строфе семь раз. Также используется ассонанс – повторение звуков «о», «а», «э”.

Для усиления эффекта, производимого на читателя, поэт использует и такой художественный прием, как анафора («Есть больше одного…”, «Жизнь здесь…”; «И в тебе то же самое…”, «И то же самое в душе…”) и оценка («Некоторые дни, иногда час”).