Стихотворение Александра Твардовского «Я убит под Ржевом» — стихотворение о войне, написанное под впечатлением реального события. В стихотворении отражена личная история лирического героя, которая перерастает в историю целой страны в годы войны. Мы предлагаем облегчить подготовку к уроку в 11 классе, используя краткий анализ «Меня убили подо Ржевом» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение написано через год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 году.

Темой стихотворения является тема исторической памяти, способности пожертвовать собой ради счастья будущих поколений.

Композиция — Стихотворение А. Твардовского — монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной смерти и обращение к живущим соотечественникам. Его формальная организация состоит из 42 кварталов.

Жанр – сообщение.

Размер стиха — двухстопный анапест, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «Фронт горел», «Машины рвут воздух на шоссе», «Черная земля по праву завладела нашим пеплом».

Эпитеты – «родина», «безымянное болото».

Сравнения – «перед горел не утихая, как шрам на теле».

Персонификации – «слепые корни ищут пищу в темноте», «рожь ходит по земле».

История создания

Военную литературу часто диктовали авторам самых кровавых событий и реальных человеческих историй. Анализируемое стихотворение не является исключением. Историю его создания рассказал сам автор в специальной заметке, опубликованной в 1969 году.

В конце лета 1942 г подо Ржевом разгорелся бой; очевидцы сравнили это с адом. В это время в госпитале А. Твардовский увидел Василия Бросалова, бойца, тяжело раненного в вышеупомянутом бою. Он находился между жизнью и смертью, а когда на короткое время пришел в себя, то заговорил о немецко-русском столкновении. Похороны отправили матери Бросалова, но мужчине удалось выжить.

Анализируемое стихотворение создано в 1946 году. Несмотря на то, что прототип лирического героя сохранился, стихотворение написано от имени погибшего солдата.

Тема

Темой произведения автор избрал тему долга перед Родиной и вечной памяти тех, кто отдал свою жизнь за счастливое будущее народа. Основная проблема состоит в том, что стихотворение принадлежит к национально-патриотическим текстам. Однако в нем можно выделить и философскую составляющую. Автор подчеркивает, что земная жизнь – лишь этап на пути к вечному существованию. Перешедшие в мир иной всегда находятся рядом с живыми, поддерживая их и направляя на истинный путь.

Проблема стихотворения раскрывается в пламенных речах лирического героя. В первых строках солдат рассказывает об обстоятельствах своей смерти. Он говорит, что его убили «безымянное болото», намекнул, что понимает: его тела здесь не найдут. Это подтверждается следующими строками: «И во всем этом мире до конца своих дней не осталось ни петлицы, ни нашивки от моего гимнастерки». Смерть настигла героя неожиданно; он даже не услышал взрыва и не почувствовал боли.

Более того, оказывается, что тленно только тело, а душа остается на своей родине. Она повсюду сопровождает своих коллег, напоминая им об их долге перед отечеством. Душа погибшего товарища пытается ободрить солдат, чтобы они не сдавались. Она желает, чтобы те, кто остался на земле, были счастливы.

В какой-то момент погибший боец ​​обращается к живым от лица всех, кого уже нет с ними. Мертвые узнают это «враг был повернут назадВ последних строках лирический герой обращается ко всем соотечественникам с волей, в которой раскрывает высшие ценности в жизни.

Композиция

Смысл стиха можно разделить на две части, которые, однако, не следуют друг за другом, а чередуются, тесно переплетаясь друг с другом. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он умер и где его похоронили. Вторая часть – это послание коллегам и соотечественникам, призывающее их защитить свою Родину и быть счастливыми в новой жизни.

Формально произведение состоит из 42 четверостиший (четверостиший). В строфах изложенные темы раскрываются в логической цепочке.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, так как его основа – обращение к другим людям. В поэме присутствуют и элементы сюжетного текста – история гибели героя и освобождения территорий от захватчиков. Поэтический размер — двухстопный анапест. А. Твардовский использует перекрестную рифму АВАВ, мужскую и женскую рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты раскрытия темы и реализации идеи. Также с их помощью создается образ лирического героя, передаются его чувства и эмоции.

Метафора играет ключевую роль: «машины рвут воздух на шоссе», «черная земля по праву завладела нашим прахом», «мы, преданные вечности». Эпитеты придают цельность мыслям и выразительность чувствам и эмоциям: «Родина», «безымянное болото», «серьезная борьба».
Персонификации также играют ту же роль–: «Слепые корни ищут пищу в темноте», «Рожь растет на земле».

Языковые приемы, использованные в тексте, оригинальны и помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стихотворения в целом. В некоторых строфах эмоциональный фон создается с помощью аллитерации, например согласных «ш», «ч», «с»: «Наши глаза потемнели, пламя в наших сердцах погасло».