Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под загадочной, холодной полумаски

Стихотворение «Из-под таинственной холодной полумаски…» М.Ю. Лермонтов поражает своим прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Приглашаем вас узнать больше о произведении, прочитав краткий анализ «Из-под загадочной холодной полумаски…» по замыслу.

Краткий анализ

Тема стихотворения – влюбленность в загадочную красавицу.

Композиция — Стихотворение состоит из четырех строф, условно разделенных на смысловые части: портрет загадочной красавицы, встреченной на балу, мечта лирического героя о видении, созданном в его воображении.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер – гекзаметр ямба, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «твои пленительные глаза сияли на мне», «свойственный локон, вышедший из волны родных кудрей», «Неземное видение я ношу в душе».

Эпитеты — «таинственная холодная полумаска», «приятный голос», «завораживающие глаза», «хитрые губы», «девственные щеки», «живые речи».

Сравнение – «Голос твой радостный, как сон».

История создания

Стихотворение относится к позднему периоду творчества М.Ю. Лермонтов. Он был создан в 1840 или 1841 году. Кому именно он посвящен, до сих пор неизвестно. Большинство исследователей полагают, что портрет красавицы был срисован с Варвары Лопухиной (замужем за Бахметевой), в которую поэт был влюблен в юности.

В декабре 1840 года Лермонтову разрешили приехать в Петербург на отдых. Он использовал это, чтобы выйти на пенсию, а затем посвятить себя литературе. Но в отставке молодому офицеру было отказано. Свободные от службы дни М. Лермонтов проводил в светском обществе. Этот праздник оказался последним в жизни поэта.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 году.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта, отражающих трагедию обманутого чувства. О высшем свете Лермонтов тоже часто писал с ненавистью и презрением. Но эти стихотворения носят совершенно иной характер: они говорят об образе красавицы, вызванном воображением героя, и наполнены теплым, проникновенным, мечтательным чувством.

В центре стихотворения — лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как однажды послушал приятный женский голос. Лицо дамы скрыто под маской, но скрыть красоту героини она не смогла. Поклонник замечает пленительные глаза и «злые губы», «девственные щеки» и белизна шеи. Лирический герой чувствует себя по-настоящему счастливым, когда видит выбившийся из его волос локон. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Красивая женщина в маске стала эталоном красоты для лирического героя. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последней строфе мужчина выражает надежду, что однажды он снова сможет встретиться с красавицей. Он знает, что не может надеяться на любовные отношения, поэтому говорит, что они хотят увидеться «как старые друзья».

Композиция

Анализируемое стихотворение условно разделено на две смысловые части: портрет женщины, созданный после встречи с красавицей, и образ, созданный в воображении лирического героя. Эти части равны по объему. Произведение состоит из четырех строф.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, поскольку поэт возвышенно и романтично описывает встречу с женщиной, пробудившей в нем воспоминания и глубокие чувства. В произведении также передана нескрываемая печаль, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Поэтический размер – гекзаметр ямба. В тексте использована перекрестная рифма АВАВ, мужская и женская рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат созданию образа прекрасной женщины и передаче чувств лирического героя. Языковым приемам этого стихотворения свойственна изысканность, характерная для светского общества и любовной литературы лермонтовского времени.

Поэт вплетает метафоры: твои пленительные глаза сияли предо мной», «свойственный локон, вышедший из волны родных кудрей», «Я ношу в душе неземное видение», «Эти речи живут». Главным инструментом создания портрета красавицы является эпитет: «загадочная холодная полумаска», «приятный голос», «завораживающие глаза», «хитрые губы», «девственные щечки», «намеренный изгиб». В тексте только одно сравнение: «Твой голос счастлив, как сон».