Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» известно тем, что оно было написано всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта, и краткий анализ «Я воздвиг себе памятник нерукотворный» по замыслу поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в общественной жизни, их важное предназначение.

Композиция представляет собой классическую пятистрофу. Первая строфа возвышает поэта над обществом и временем, последняя говорит о его божественном предназначении, и таким образом мысль развивается последовательно.

Жанр: ода.

Стихотворный размер ямбический, но в основе ритма также лежит анафора.

Метафоры – “народная тропа не зарастает“.

Эпитет – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук славян“.

Инверсии – “с мятежной головой“, “и я буду великолепен…“.

Анафора – “что я пробуждал лирой добрые чувства, что в свое жестокое время я прославлял свободу“.

История создания

Это произведение, с одной стороны, отражает «Памятник» Гавриилу Романовичу Державину, с другой — является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со лицейских времен. Через год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому это стихотворение называют духовным завещанием «солнца русской поэзии». Считается, что он предчувствовал смерть и знал, что этот момент скоро наступит, поэтому изложил свои взгляды на поэзию такими, какими они были в то время.

При жизни Пушкина стихотворение ни разу не было опубликовано – оно было опубликовано лишь в 1841 году под редакцией Василия Андреевича Жуковского. Оно было опубликовано не в журнале, а в сборнике стихов – первом изданном после смерти поэта.

Тема

Основная проблема, которую ставит поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, влияние слова на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменить мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения — поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем; он бессмертен благодаря душе я «налоговая лира”. Пушкин говорит, что и после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление каждому, кто решил связать свою жизнь с переменчивой музой: надо просто подчиняться Богу, принимать и похвалу, и клевету с равным равнодушием, и не бросайте вызов глупым людям. Очень важная строка – «Не бойся обид, не проси ни копейки”, которая учит поэта не обращать внимания на враждебность и, главное, не требовать признания своих заслуг.

В этом основная идея произведения, тема которого – цель поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении развивается логически от первой до последней строфы, и для дальнейшего подчеркивания последней строки строфы Пушкин применил интересный прием: первые три строки строфы написаны гекзаметрным ямбом, а четвертая — написана в четырехстопном ямбе.

Сначала поэт говорит, что творец вне своего времени, затем мысль обращается к его цели – пробудить в людях добро, прославить свободу, проявить милосердие. Последняя, ​​пятая строфа наставляет «мышь”, то есть те, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, лишь для того, чтобы повиноваться Богу.

Жанр

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что дополнительно подчеркивается употреблением различных славизмов. Гражданин-поэт произносит свою торжественную речь, демонстрируя сильную творческую и человечную позицию, поэтому этот жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своих мыслей широкий поэтический арсенал. В этом произведении много метафор – «памятник поставлен нерукотворно”, «Фолькестиен не зарастет”, многие другие средства выразительности и образы. Так в произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как антитеза – «хвала и клевета” – и анафора – «что я лирой добрые чувства возбуждал, что в свой жестокий век я прославлял свободу”; инверсии – «с непослушной головой”, «и я буду славен…”; есть такие дороги, как эпитет – «памятник нерукотворный”, “народная тропа”, «гордый внук рабов”, «жестокий возраст”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания той роли, которую отводил себе Пушкин в русской поэзии, выделяется именно благодаря анафоре, тогда как последняя выделяется с помощью обращения «о мышке» — собственно, поэта обращается не к самой мышке, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой он видит идеальную поэзию: свободную от человеческих слабостей и подчиняющуюся только высшему праву, то есть Богу.