Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» известно тем, что оно было написано всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта, и краткий анализ «Я воздвиг себе памятник нерукотворный» по замыслу поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в общественной жизни, их важное предназначение.

Композиция представляет собой классическую пятистрофу. Первая строфа возвышает поэта над обществом и временем, последняя говорит о его божественном предназначении, и таким образом мысль развивается последовательно.

Жанр: ода.

Стихотворный размер ямбический, но в основе ритма также лежит анафора.

Метафоры – “народная тропа не зарастает“.

Эпитет – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук славян“.

Инверсии – “с мятежной головой“, “и я буду великолепен…“.

Анафора – “что я пробуждал лирой добрые чувства, что в свое жестокое время я прославлял свободу“.

История создания

Это произведение, с одной стороны, отражает «Памятник» Гавриилу Романовичу Державину, с другой — является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со лицейских времен. Через год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому это стихотворение называют духовным завещанием «солнца русской поэзии». Считается, что он предчувствовал смерть и знал, что этот момент скоро наступит, поэтому изложил свои взгляды на поэзию такими, какими они были в то время.

При жизни Пушкина стихотворение ни разу не было опубликовано – оно было опубликовано лишь в 1841 году под редакцией Василия Андреевича Жуковского. Оно было опубликовано не в журнале, а в сборнике стихов – первом изданном после смерти поэта.

Тема

Основная проблема, которую ставит поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, влияние слова на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменить мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения — поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем; он бессмертен благодаря душе я «налоговая лира”. Пушкин говорит, что и после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление каждому, кто решил связать свою жизнь с переменчивой музой: надо просто подчиняться Богу, принимать и похвалу, и клевету с равным равнодушием, и не бросайте вызов глупым людям. Очень важная строка – «Не бойся обид, не проси ни копейки”, которая учит поэта не обращать внимания на враждебность и, главное, не требовать признания своих заслуг.

В этом основная идея произведения, тема которого – цель поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении развивается логически от первой до последней строфы, и для дальнейшего подчеркивания последней строки строфы Пушкин применил интересный прием: первые три строки строфы написаны гекзаметрным ямбом, а четвертая — написана в четырехстопном ямбе.

Сначала поэт говорит, что творец вне своего времени, затем мысль обращается к его цели – пробудить в людях добро, прославить свободу, проявить милосердие. Последняя, ​​пятая строфа наставляет «мышь”, то есть те, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, лишь для того, чтобы повиноваться Богу.

Жанр

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что дополнительно подчеркивается употреблением различных славизмов. Гражданин-поэт произносит свою торжественную речь, демонстрируя сильную творческую и человечную позицию, поэтому этот жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своих мыслей широкий поэтический арсенал. В этом произведении много метафор – «памятник поставлен нерукотворно”, «Фолькестиен не зарастет”, многие другие средства выразительности и образы. Так в произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как антитеза – «хвала и клевета” – и анафора – «что я лирой добрые чувства возбуждал, что в свой жестокий век я прославлял свободу”; инверсии – «с непослушной головой”, «и я буду славен…”; есть такие дороги, как эпитет – «памятник нерукотворный”, “народная тропа”, «гордый внук рабов”, «жестокий возраст”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания той роли, которую отводил себе Пушкин в русской поэзии, выделяется именно благодаря анафоре, тогда как последняя выделяется с помощью обращения «о мышке» — собственно, поэта обращается не к самой мышке, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой он видит идеальную поэзию: свободную от человеческих слабостей и подчиняющуюся только высшему праву, то есть Богу.