Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гормонии в природе

В отличие от громкого высказывания в первой строке, стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» посвящено явлениям природы, о которых глубоко размышляет поэт. Краткий Анализ «Я не ищу гармонии в природе» по плану представления сообщений этой размышлений. Используйте его на уроках литературы, чтобы просмотреть ученикам 8-го класса онлайн.

Краткий анализ

История создания – продукта-программиста, написана в 1947 году в Москве.

Тема стихотворения – прославление материнской природы природы, ее дикости, которую человек, не касаясь основы, может привести к разумной гармонии. Его можно отнести скорее к философской лирике, чем к пейзажу.

Композиция – стихотворение разделено на три части: первая поддерживает утверждение о том, что природа по своей сути дисгармонична, вторая показывает ее сущность, а третья подводит итог первым двум, описывая мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр – элегия.

Размер стиха – пятистопный ямб.

Эпитеты – «ясный небосвод», «жесточное пение», «слепая ночь», «тяжелый труд», «человечья боль», «дикая свобода”.

Метафоры – «не слышит сердце», «пение ветров», «сияньем немощным обёята», «полусон изнеможеня», «налитые током провода“.

История создания

Стихотворение было написано в 1947 году, когда Николай Заболоцкий, только недавно вернувшийся из сталинских лагерей (там поэт провел пять лет), искал философскую основу для своих произведений. Теряя прежние ориентиры, он обращается к теме природы, но, в отличие от классиков литературы, подходит к ней целиком не романтически.

Тема

Стих посвящен природе, а именно ее материнскому началу. Поэт рассматривает ее как неразумную мать, которая в то же время искренне любит свое дитя. Она не знает, куда применить свою дикую силу, но сын-человек может помочь. Самое главное – не насиловать его суть, а идди к сосуществованию, к гармонии. Вот основная мысль стихотворения.
Это произведение представляет собой классический образец философского лиризма, в котором Заболоцкий рассуждает о смысле своего творчества, ищет темы, к которым он мог бы обратиться. Для него подобные рассуждения были особенно актуальны, ведь искать свой поэтический путь ему приходилось в сложной личной ситуации.

Композиция

Несмотря на то, что Заболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она раскрывается с трех разных сторон, что вызывает трехчастное композиционное деление.

В первой части поэт раскрывает мысль о том, почему именно он не ищет в природе гармонического начала: по его мнению, сама сущность окружающего мира, исключая то, что создано руками человека, дисгармонична.

Однако вторая часть несколько противоречит первой: она описывает природу в минуту отдыха, когда она засыпает, готовится ко всему, чтобы успокоиться и погрузиться в сладкий сон.

А в третьей части поэт считает ее матерью человечества: да, это дикая сила, но и дикость она не любила. Она мечтает о мире, где технологии будут вести ее по направлению к гармонии, не меняя ее сути.
Пятистопный ямб с пиррием, который использовал поэт при создании стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Жанр

Это произведение относится к жанру элегии, так как здесь мы видим печальное размышление о дисгармонии человека и природы.

Средства выразительности

Автор использует тропы, чтобы более четко выразить основную мысль. Таким образом, основными художественными средствами в произведении являются:

  • Эпитеты – «ясный небосвод», «ожесточённое пение», «слепая ночь», «тяжелый труд», «человечья боль», «дикая свобода”.
  • Метафоры – «не слышит сердце», «пение ветров», «сияньем немощным обёта», «полусон изнеможения», «налитые током провода“.

Все они работают над более глоповым раскрытием тем.