Стихотворение «Кавказ» А. С. Пушкина, написавшего стихотворение под впечатлением от красоты кавказских гор и вновь обретенной свободы, традиционно изучают на уроках литературы в 7 классе. Полный и краткий анализ «Кавказа» облегчит подготовку к уроку и поможет глубже понять тему.
Краткий анализ
Тема – стихотворение «Кавказ» относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.
Композиция – четыре шестнадцатеричных знака, обозначающие смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале есть еще один шестиочковый, имеющий решающее значение, поэтому официальная версия кажется несколько неполной.
Жанр – лирическое стихотворение. У него пейзаж описан через призму восприятия лирического героя.
Рихотворный размер – изделие написано четырехстопным амфибрахимом. Рифма в каждом стихе смешанная: первые четыре стиха кольцевые (АВВА), а последние два – четные (АА).
Эпитеты – «грозных обвалов», «нагие хромады», «тощий мох», «весёлым долинам», «свирепом веселье», «голодной волной”.
Метафоры – «рождение потока», «Играет и воет Терек», «лижет утёсы голодной волной», «немые хромады», «мчится Арагва”.
Сравнение – «Я играю и плачу, как молодой зверек, увидевший птицу из металлической клетки”.
История создания
Это произведение поэт создал во время прогулки по горам в 1829 году. Описанные им картины завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин находился в ссылке в этих местах, где впервые познакомился с их особой красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь взору вида, художник создал удивительно красивое стихотворение.
Тема
В стихотворении описывается картина кавказской природы с высоты птичьего полета. Автор находится высоко в горах, под ним облака, ряд молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он думает, и душа его радуется увиденному: светлый, живой образ рек, водопадов, степей, птиц, животных, человеческих жилищ. Поэт подмечает мельчайшие детали пейзажа: кусты, мох, одинокого всадника, пролетающего близко к нему орла. Цель мастера – описать неописуемое, то, что захватывает дух, передать атмосферу, передающую масштаб и величие природы. Хущуется поттекст: душвные пережания поэта, вынужденного лежать «в рамках» из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и безудержной свободой природных стихий, животных и птиц.
Композиция
Стихотворение состояние из четырех шестистистей. В провем — пред читатерем предстајот человека, стоящего на вришне горы: панорама, открывающаяся его глазам. Вторая и последующие строфы представляют собой описания картин, которые меняются, чередуются, оживают на глазах у читателя. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нем практически не прослеживается автор, его личность — лишь картины, быстро сменяющие друг друга, замкнутое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание «Вотше! нет ни пичси ему, ни отрады”
– кульминация стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает апогея, поэт отождествляет себя с рекой «эти тупые сообщества”.
Жанр
Произведение относится к жанру лирической поэзии. Традиционно считается, что оно тяготеет к пейзажной лирике, хотя имеет глубокий и философский подтекст. Последнее четверостишие, не вошедшее в стихотворение, но сохранившееся в черновиках поэта, говорит о его гражданской ориентации. Производство производит четырехстопным AMPHIBRAHIEM со смешанной рифмовкой.
Средства выразительности
Пушкин щедро употребляет эпитеты: «тощий мох», «голые громады», «весёлые долины», «свирепое веселое”
— они делают описание ярким и живым. Опасными неприступными взглядами читатель «голодные волны”
и «ужасные оползни”
. Метафоры Пушкина о зарождении ручьев, играх и бурных реках дают ощущение душевности мира природы, ее обособленной жизни, в которой есть ее страсти и ее ритм. Неудержимый речной поток поэт собанивает с «молодое животное, увидевшее птицу из металлической клетки”
, что помогает реалистично и живописно представить картину бурлящей горной реки.
Комментирование закрыто