«Во глубине сибирских руд» — произведение А.С. Пушкина, тесно связанное с русской историей, общественным движением декабристов первой половины XIX века. Его изучают школьники в 9 классе. Мы предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись кратким анализом «Во глубине сибирских руд» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения — память о тех, кто оказался в ссылке за «высокие амбиции»; надеясь на быстрое освобождение.
Композиция — Стихотворение А. Пушкина — условно можно разделить на две части: рассказ о терпении и надежде людей, находящихся в Сибири, и предсказание об освобождении из «темницы». Формально стихотворение разделено на 4 четверостишия.
Жанр – сообщение.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб, рисунок рифмы в первой строфе — перекрестный АБАБ, в остальных — кольцевой АББА.
Метафоры – «во глубине сибирских руд гордо держи терпение», «мысль высокая честолюбие», «верная сестра несчастья надежда», «падут тяжелые цепи».
Эпитеты — «оплаканный труд», «мрачная темница», «мрачные ставни», «свободный голос».
Сравнения — «Любовь и дружба дойдут до тебя через темные врата, как мой свободный голос долетит до твоих каторжных нор».
История создания
Для русской литературы первой половины XIX века были актуальны проблемы свободы и борьбы за нее. Они занимают почетное место в творчестве А.С. Пушкина. Стихи поэта хранились в архиве декабристов, хотя сам он участником восстания не был. В декабре 1825 года Александр Сергеевич находился в ссылке в Михайловском.
В июле 1826 года вступил в силу приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них были Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но затем приговор изменили и их отправили на каторгу.
В 1826 году Пушкин вернулся в Москву и вскоре приехал в Петербург. Он всячески поддерживал своих друзей и пытался оправдать их действия. В это время он познакомился с Николаем I, но даже после разговора с царем поэт не оставил своих друзей. Под угрозой ссылки он посылает им письма со стихами.
Такова история создания анализируемого произведения, написанная в 1827 году. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его привезла А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.
Тема
В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие амбиции. В связи с темой развивается мысль о том, насколько важна поддержка друзей и сильная надежда на то, что труд был не напрасным. Поэт убежден, что надежда способна пробудить в человеке радость и бодрость, даже когда он находится в «тюрьме».
Лирический герой стихотворения обращается к людям, находящимся в плену. Он не указывает, кто его адресаты, создавая комплексную картину о людях, которые там живут «в недрах сибирских руд».
Он убежден, что действия и мысли заключенных обязательно принесут свои плоды.
Адресат пытается подбодрить узников, говоря, что надежда найдет их даже в мрачной темнице. Любовь придет к ней, идружба
«Лирический герой уверен, что узы не вечны, и когда они «будет падать
«, освобожденные снова смогут бороться за свои права, причем при поддержке «братья
«, который был на свободе.
Композиция
Композиция стихотворения условно разделена на две части: краткое описание людей в тюрьме, их высоких помыслов и пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается сменой настроения от мрачного к радостному, возвышенному. Произведение состоит из четырех четверостиший, которые продолжают содержание друг друга.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. Поэт использует разные виды рифм: перекрестите АБАБ и обведите АББА. В стихотворении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.
Жанр
Жанр анализируемого произведения – сообщение, поскольку автор обращается к другим людям.
Средства выразительности
Послание Пушкина наполнено художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить свои чувства к друзьям и поддержать товарищей в трудную минуту.
Большинство метафор в тексте: «Гордо храни терпение в недрах сибирских руд»
, «Мысль – высокое честолюбие», «Несчастью верная сестра надежда», «Падут тяжелые цепи», «Свобода радостно встретит тебя у входа».
С помощью этого языкового приема поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачны: «грустная работа»
, «мрачные темницы», «мрачные врата», «тяжелые кандалы»
.
В тексте есть только одно сравнение, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружба достигнут вас через темные врата, так же, как мой свободный голос достигнет ваших каторжных нор».
В некоторых строфах используется аллитерация, например, в первых строках словесный ряд с согласной «р» указывает на непоколебимый дух каторжников, их силу воли: «Держи гордое терпение в глубине сибирских руд».
Комментирование закрыто