Анализ стихотворения Блока «Вхожу в темные храмы

Стихотворение «Вхожу в темные храмы» было одним из первых в знаменитом цикле «Стихи прекрасной дамы», который сам Блок считал одним из лучших этапов своего творчества. Краткий анализ «Вхожу в темные храмы» по плану, использованному на уроке литературы в 11 классе, поможет учащимся лучше понять данное произведение.

Краткий анализ

Тема – любовь лирического героя, который ждет, когда его избранница раскроет свою женскую сущность.

Композиция – произведение можно разделить на три части. Первый — вступление, в котором герой либо сомневается в том, что его возлюбленная — та, кто воплощает вечную женственность, но все же ждет встречи с ней. Вторая часть развивает философские мысли, при этом подчеркивается, что лирический герой относится к своей возлюбленной как к обычной женщине. Заключением является последняя строфа, где он вновь выдвигает на первый план невидимую сущность своей дамы.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – дольник.

Эпитеты – «темные храмы», «плохой ритуал», «Прекрасная Дама», «светлый образ», «Величественная Вечная Жена», «нежные свечи», «приятные черты”.

Метафоры – «картинка смотрит», «плащ жены», «улыбки, приключения и мечты бегут”.

История создания

В ранний период своего творчества Александр Блок был очень увлечен философией Владимира Соловьева, и особенно его учением о вечной женственности. Оно произвело на поэта такое глубокое впечатление, что на нем целиком основан один из самых известных его поэтических циклов — «Поэма о прекрасной даме.

Эта же философская мысль лежит в основе стихотворения «Вхожу в темные храмы», которое сам Блок очень точно датировал – 25 октября 1902 года. В это время поэт был страстно влюблен в Любовь Менделееву, ставшую впоследствии его невестой, и потом его жена. Он видел в девушке воплощение той самой вечной женственности. Блок придал своей любви мистический смысл и увидел в ней особое чувство.

Тема

Основная тема – любовь. Лирический герой испытывает страстные чувства к своей избраннице, он видит в ней свою земную богиню. Уже в этом произведении проявляется двойной мир, присущий всему творчеству Блока: есть мир, который можно увидеть и почувствовать, и другой, недостижимый, божественный. Это вторая тема стихотворения – философская.

В целом здесь ярко обнаруживается еще одна особенность ранних текстов Блока, когда реальность отступает в иллюзорный мир. Она открыта только внутреннему взору поэта и невидима никому другому.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. В первую входит лирический герой “темные храмы«Чтобы выполнить свой ритуал. У него есть некоторые сомнения в том, что выбранная им женщина действительно воплощает вечную женственность, но он влюблен, а потому с нетерпением ждет встречи с ней.

Вторая часть – развитие основной идеи. Лирический герой, уже не сомневающийся, утверждает, что каждый день получает возможность соприкоснуться с настоящим божеством. С одной стороны, он понимает, что его возлюбленная — воплощение всего божественного, чего он даже представить себе не может; с другой стороны, он говорит, что привык каждый день соприкасаться с чудом, и это помогает ему думать о своей возлюбленной не только как о богине, но и как о женщине.

Произведение заканчивается тем, что Блок подчеркивает уже не земное, а возвышенное существо своей возлюбленной. Она воплощает то высокое и прекрасное, чего не может понять обычный человек.

Жанр

Это лирический стих, поскольку лирический герой произведения говорит о своих чувствах, рассказывает о том, какие чувства пробуждает в нем любимая.

Что касается использованного поэтического размера, то это дольник. Тем самым он делает структуру взволнованной и даже несколько диссонирующей, передавая чувства лирического героя. Абстрактная лексика задает высокий тон.

Средства выразительности

Чтобы подчеркнуть свою идею, Блок использует ряд выразительных средств. Среди них:

  • Эпитет – «темные храмы», «плохой ритуал», «Прекрасная Дама», «светлый образ», «Величественная Вечная Жена», «нежные свечи», «приятные черты лица”.
  • Метафоры – «Картинка смотрит», «Плащ жены», «Улыбки, приключения и мечты бегут”.

Если посмотреть на синтаксическую структуру предложения, то можно увидеть множество инверсий, например “я захожу», «Я жду” и т д. Это делает его торжественным и размеренным.