Стихотворение «Ветер далеко унес» — одно из многих в творчестве Блока, которое он посвятил своей жене Любови Менделеевой. Чтобы ученики 6 класса лучше поняли чувства поэта, можно на уроке литературы по плану использовать краткий анализ «Ветер принес издалека». Это хороший дополнительный материал для разъяснения темы.
Краткий анализ
Тема стихотворения – предчувствие весны, дающее надежду на встречу с любимой женщиной.
Композиция круглая, заключительная фраза – «ветер принес издалека“.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – дактильный триметр.
Эпитет — «весенняя песня», «бездонная лазурь», «близка весна», «зимние бури», «звездные мечты», «звучные песни”.
Метафоры – «ветер принес», «открылся кусочек неба», «трепетали мечты”.
Персонификации — «плачут бури», «плачут струны”.
История создания
Произведение было написано в 1901 году, зимой, когда Александр Блок уже был влюблен в свою будущую жену Любовь Менделееву, но девушка не ответила ему взаимностью и их отношения не были официальными. В начале ХХ века к этому относились очень строго, поэтому поэт не мог видеться со своей возлюбленной так часто, как ему хотелось. Приличия требовали не допускать слишком частых встреч. А на самом деле наслаждаться общением с будущей женой поэту оставалось только весной — семья Менделеевых уехала на дачу, и к ним присоединился дружный с ними Блок.
И мысль о будущей встрече согревала его душу серой петербургской зимой, где уже чувствовалось дыхание весны. Поэт описал это чувство в своем стихотворении «Ветер принесенный издалека», история создания которого неразрывно связана с историей его любви.
Тема
Основная тема стихотворения – ожидание весны. Душа лирического героя наполнена смутными ощущениями – то мрачными предсказаниями, то радостью от того, что он скоро сможет увидеть ту, которую так хочет. Именно эти ощущения Блок пытается передать через наполненное символами произведение. Основная мысль стихотворения – чувства влюбленного человека, которому еще не позволено открыто выражать свои чувства.
Он рассказывает о том, как исчезает человек, не знающий будущего своей любви, как ему хочется верить в лучшее и надеяться на взаимность, а символом всех этих надежд является весна.
Композиция
Эмоциональное содержание произведения очень плотное, чему способствует зацикленная композиция. Если поэт в начале этого трехстрофного стихотворения настроен пессимистично, то конец представляет собой скорее описание хорошего, светлого чувства.
В произведении ветер символизирует приход ранней весны и предвещает ее. Лирический герой еще не видит ясного неба, но чувствует, что скоро наступит момент, когда он сможет насладиться приходом весны. Он хочет, чтобы это время наступило поскорее, и говорит, что зимние бури плачут, словно чувствуют, что им осталось недолго царствовать на земле.
Во второй строфе иносказательно говорится, что Блок страдает от неспособности выразить свои чувства, которые еще скрыты «страшно, темно и глубоко”
. Он может позволить себе только мечты, иначе его поведение может скомпрометировать дорогую ему женщину.
Наконец, третья строфа показывает, что меланхолия поэта постепенно исчезает, он уже слышит звонкие песни и чувствует, что впереди его ждет что-то хорошее. И действительно, в 1903 году Блок и Менделеева поженились.
Жанр
Это лирическое стихотворение – стихотворные строки служат передаче чувств и эмоций поэта. Этот жанр помогает Блоку выразить то, что его беспокоит и что он хочет открыть миру.
Произведение написано трехметровым дактилем, что в сочетании с перекрестной рифмой облегчает понимание стиха. Блок также сознательно использует чередование женских и мужских рифм: таким образом он демонстрирует свою мечту о единении с любимой.
Средства выразительности
Блок использует в своем стихотворении не только символы, но и классические тропы, чтобы передать настроение, передать основную мысль. Это следующие выражения:
- Эпитет –
«весенняя песня», «бездонная лазурь», «близка весна», «зимние бури», «звездные сны», «звучные песни”
. - Метафоры –
«ветер принес», «открылся кусочек неба», «плачут бури», «трепещут сны», «плачут струны”
.
С их помощью автор передает свои сомнения во взаимном чувстве – слишком скоротечны встречи с будущей невестой, показывает все сомнения, терзающие влюбленное сердце, и в то же время – все питающие его надежды. Поэт не знает, что ждет их в будущем, но хочет верить, что будущее будет хорошим.
Комментирование закрыто