Анализ стихотворения Баратынского «Весна, весна

Стихотворение «Весна, весна» действительно написано Баратынским весной и словно пропитано запахами и ощущениями, с ним связанными. В работе показан контраст между радостным весенним пейзажем и философскими размышлениями автора. Краткий анализ «Весна, весна» по плану – это анализ, который можно использовать на уроке литературы в 6 этапов.

Краткий анализ

Тема — пробуждение природы и радость, которая с ним приходит.

Композиция – стихотворение имеет линейную композицию, развивающуюся последовательно.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитет — «живая лазурь», «солнечные лучи», «торжествующий холм», «выродившийся лист», «здоровый гимн”.

Метафоры – «небо слепит глаза», «летят облака», «шелестят ручьи”.

История создания

Стихотворение «Весна, весна» было одним из немногих, написанных Баратынским между 1831 и 1835 годами. На него сильное впечатление произвел запрет журнала «Европейский», который издавался кружком московских писателей. В этот период поэт занимался главным образом редактированием написанного ранее, но в 1832 году, охваченный предчувствием весны, все же написал посвященные ей строки. Они вошли в двухтомный сборник его стихов, изданный в 1836 году. Такова история его создания.

Надо сказать, что весна всегда была любимым временем года для этого поэта-романтика. Она откликнулась на порывы его мистической души и, как он сам говорил, пригласила его творить. Поэтому посвященные ей произведения Баратынского – самые простые и искренние, передающие те чувства, которые он испытывал каждый год. Даже в такое трудное время, как спустя несколько лет после закрытия журнала, поэт находил вдохновение в пробуждении природы.

Тема

Основная тема стихотворения – весна и связанное с ней пробуждение природы и человеческой души. Лирический герой этого произведения чувствует возрождение природы и тепло встречает весну. Он безмерно рад всему происходящему, процессы, оживляющие жизнь, радуют и завораживают его.

Основная идея, которую Баратынский развивает в своем творчестве, заключается в том, что можно ощутить полную радость от полноты одиночества, если твоя душа слилась с природой. В то же время восторженный гимн весне, который «поет» главный герой, выглядит очень искренне, в нем нет ощущения излишнего пафоса или претенциозности.

Композиция

Мысль, высказанная поэтом, развивается последовательно. Он пишет картины, связанные с весной: ручьи, поднимающие лед, пение жаворонков, летящие облака. Он создает максимально подробную картину, давая читателю полное представление о таком чудесном времени года, как весна. Баратынский передает даже звуки и запахи, которые можно ощутить, отправляясь на прогулку весной.

В первой и второй строфах он описывает весеннее небо, затем течет весна, затем переходит к описанию еще не проснувшейся, но уже пахнущей жизнью рощи и, наконец, говорит о поющем жаворонке.

В двух последних строфах заключен основной смысл произведения – Баратынский говорит, что душа лирического героя сливается со всем, что происходит в природе, и это делает его по-настоящему счастливым.

Простая композиция стихотворения облегчает его понимание и позволяет читателю почувствовать все те эмоции, которые в него были вложены. Поэт создает настоящую сказку, которая в то же время очень реальна, ведь это те чудеса, которые человек может видеть каждый год.

Жанр

Это лирическое стихотворение. Этот жанр позволяет рассказать о процессах, происходящих в природе весной, и передать настроение человеку, которому оно близко.

Используя такой стихотворный размер, как ямб (чередующиеся трех- и четырехстопные строки), поэт также облегчает читателю восприятие произведения, позволяя ему сосредоточиться на самом главном — содержании. Ту же функцию выполняют перекрестные рифмы, интерпретация которых не требует усилий.

Средства выразительности

Чтобы нарисовать выразительную картину весеннего пробуждения, Баратынский использует в своем творчестве ряд художественных средств, главным образом:

  • Эпитет – «яркая лазурь», «солнечные лучи», «триумфальная гряда», «опавший лист», «гимн здоровья”.
  • Метафоры – «небо слепит глаза», «летят облака», «шелестят ручьи”.

Однако не только средства выразительности помогают ему создать настроение. Чтобы передать атмосферу искренней радости и показать, какая радость наполняет лирического героя, поэт использует множество восклицательных знаков, которые присутствуют буквально в каждой строфе. Это задает явно восторженный тон.