Анализ стихотворения Блока «О, наша весна без конца и без края

А. Блок умело передал свое душевное состояние через образы природы. Эта особенность творчества поэта, а также оптимизм и надежда на лучшее будущее отражены в произведении «О, наша бесконечная и бесконечная весна». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Ой, весна без конца и без края…» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – весна в природе и в душе человека.

Композиция — Произведение нельзя разделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение разделено на семь четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер — триметр-анапест, схема рифмы — крест АБАБ.

Метафоры – «Я узнаю тебя, жизнь! Я принимаю! И приветствую тебя звоном щита», «В заколдованной области плача», «В тайне смеха – стыда нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «темные шторы», «воспаленные глаза», «пустынные ракушки», «холодные и сжатые губы», «пьяный сон».

История создания

1907 год стал переломным для А. Блока. Отношения с женой были очень сложными. Любовь Менделеева досталась поэту А. Белому. Это произошло весной того же года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но не смог отдаться новой любви, поскольку в его душе все еще лежало тяжкое бремя расставания с женой. Поэт тайно мечтал, чтобы к нему вернулась Любовь Менделеева.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвятив бывшей жене множество стихов. В ноябре 1907 года он написал стихотворение «О, наша весна без конца и без конца».

Тема

Весенние темы очень распространены в литературе. Для А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому поэт воспринимает весну не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемой работы. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре лирический герой, обращающийся к своей жизни и ее отдельным проявлениям: мечтам, успехам и неудачам.

В первой строфе лирический герой говорит о бесконечной весне, демонстрируя таким образом свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза будущему и заявляет, что встречает свою жизнь щитом. Он словно намекает, что не убежит от трудностей, которые ждут его в будущем, и с достоинством примет как успех, так и неудачу.

Лирический герой — искренний человек, потому что не видит ничего «зазорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что его часто мучает бессонница по ночам, потому что ему приходится спорить сам с собой. Это откровение имеет автобиографическую основу: оно отражает состояние А. Блока после разрыва с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как ему придется столкнуться с жизненными трудностями. Он знает, что эта встреча будет «вражда». Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «Вижу и измеряю вражду, ненависть, проклятие и любовь». Однако герой не позволяет себя сломить, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловой состав произведения целостный. Его нельзя разделить на смысловые части, поскольку все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение разделено на семь четверостиший.

Поэтический размер — трехстопный анапест. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, присутствуют мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как отражает мысли и чувства лирического героя, его настроение.

Средства выразительности

Инструментом передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «О, наша без конца и без конца – без конца и без конца мечта». Метафоры играют ключевую роль: «Я узнаю тебя, жизнь! Я принимаю! И звоном щита приветствую тебя», «В заколдованном крае плача», «В тайне смеха – стыда нет». Эпитеты придают выразительность монологу лирического героя: «бессонная ссора», «темные шторы», «воспаленные глаза», «пустынные ракушки», «холодные и сжатые губы», «пьяный сон».