Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза

Стихотворение «Весенняя гроза» — одно из самых популярных в наследии Тютчева. Оно относится к раннему периоду его творчества, и краткий анализ «Весенней грозы» по замыслу поможет лучше понять это произведение. Данный анализ может быть использован на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Краткий анализ

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция тройная. Первая часть, известная также как строфа, открывает произведение, четвертая закрывает его, а две центральные создают основной образ, «рисуя» грозу.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб; В стихотворении используется перекрестная рифма, чередующиеся женские и мужские рифмы.

Эпитет – «весна, первый гром», «голубое небо», «молодые раскаты», «жемчуг дождя», «птичий шум», «кипящая чаша”.

Метафоры – «солнце золотит нити», «грохочет гром», «летит пыль”.

Персонификация – «течет ток», «гром резвится и играет”.

Аллитерация – обилие звука Р: «орел», «кипящий», «сарай”

История создания

Стихотворение «Vårtordenvær» имеет двойную дату. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829 год. Читатель впервые увидел его на страницах журнала «Галатея”.

Однако много лет спустя, в 1854 году, Тютчев неожиданно вернулся к этому стихотворению и существенно переработал его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Тема

Поэт описывает грозу и делает ее главной темой своего творчества. При этом он показывает ее не только как природную стихию, но и как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Поэт показывает явление природы как знак, указывающий на рождение чего-то нового, проводя тончайшую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: обе они заявляют о себе очень громко. Таким образом, основная идея произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение явлений природы, придание им характеристик, свойственных человеку, становится главенствующей идеей этого стихотворения. Резвый громовержец, словно ребенок, веселится и играет.

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, где, однако, отчетливо просматриваются философские мысли, ведь поэт сравнивает юность с грозой, которая гремит и меняет мир. То есть, говоря о мире природы, он говорит и о мире людей.

Композиция

Композиционно данное произведение разделено на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя тем самым тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых нарисованы различные образы, связанные с этим явлением природы. Художественное пространство, созданное Тютчевым, наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные образы, но и звуковые: вся природа весело повторяет вслед за громом различные звуки: лес и гора.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, где смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. Используя древнегреческий сюжет, Тютчев метафорически показывает, что и сотни лет до, и сотни лет после гроза будет греметь так же. Таким образом, переформулируется образ грозы и демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебного сюжета поэт завершает рассказ о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором ярко выражены мысли и чувства лирического героя.
Характерный поэтический размер Тютчева — четырехстопный ямб — делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестными рифмами, где чередуются мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Без использования тропов поэт не смог бы создать столь яркие образы. Художественных приемов довольно много, и все они работают на раскрытие основной идеи. Этот:

  • Эпитет – «весна, первый гром», «голубое небо», «молодые раскаты», «жемчужный дождь», «птичий шум», «кипящая чаша”.
  • Метафоры – “солнце золотит нити“, «Гром гремит», «Пыль летит”.
  • Персонификация – «течет ток», «гром резвится и играет”.

Чтобы сделать образ грозы еще более реалистичным, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень богатую картину природы с постоянно меняющимся действием, а с другой стороны, сделать стихотворение в целом динамичным.