Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды

Стихотворение «Весенние воды» Тютчев написал во время заграничной поездки. Он помнил свою Родину и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ «Весенних вод» по плану содержит все необходимые сведения об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного предмета.

Краткий анализ

Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажным текстам.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитет – «сонный берег», «молодая весна», «тихие, теплые майские дни», «красный, яркий хоровод”.

Метафоры – «вода уже шумит весной», вода – «вестник весны”.

Персонификации – «течет вода», «приходит весна», «роятся дни”.

История создания

Тютчев довольно часто выезжал за границу, но длительное пребывание за пределами родины всегда его печалило. В 1830 году он был в Германии, где встретил первые дни весны. Он очень скучает по России и находит утешение в сходстве европейской и русской весны. Этому времени года он посвящает стихотворение «Весенние воды”.

Обладая умением тонко чувствовать природу и замечать мельчайшие изменения, происходящие с ней, поэт создал настоящий поэтический образ, в котором смена времен года показана во всей своей первозданности. Умение выразить словами все, о чем шепчут вода и ветер, позволило Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и всегда с грустью расставался с ней, поэт не смог устоять перед юношеским напором весны.

Впервые произведение было опубликовано через два года после его написания – в 1832 году в журнале «Телескоп”.

Тема

Это стихотворение является прекрасным образцом пейзажной поэзии.
Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, чему все рады. Тютчев описывает изменения, происходящие в окружающем мире, зорко отмечая все признаки, возвещающие приход весеннего дня. Поэтому, несмотря на то, что на полях еще лежит снег, он быстро превращается в воду и распространяется бурными потоками. Талая вода – самая первая песня весны, под которую просыпаются все и вся от зимней дремоты. Совсем скоро придет молодая весна, окончательно прогнав холода будущей зимы.

Основная идея произведения состоит в том, что только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления вызывает радость в сердце человека.

Композиция

Стих состоит из трёх строф и имеет унисонную композицию.

В первой строфе поэт показывает образ пробуждения природы, где первым признаком является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собирается в ручьи, что показывает людям, что тепла им ждать осталось недолго. Они несут надежду и радость всему миру, а также пробуждают человеческие души.

Во второй строфе создан образ ручьев как предвестников весны – она послала их, чтобы все услышали радостную весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они говорят о грядущем времени возрождения.

И третья строфа – очень яркое предчувствие того, что на смену холодам скоро придет май с его прекрасными теплыми днями. И этих дней будет много – «отряд» за весной в целом хороводе.

Весна по своей сути неспокойна, как и юность, всегда есть беспокойство, которое вызывает радость и в то же время легкую грусть у зрелых людей, понимающих, что они никогда больше не будут так спешить, а просто удовлетворятся счастьем жизни.
С помощью стихотворного размера, такого как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, прилива воды, радостных чувств, которые буквально парящий в воздухе. Перекрестные рифмы усиливают эти чувства.

Жанр

Определить жанр этого произведения несложно, так как это прекрасный образец лирического стихотворения, так как оно имеет очень сильное эмоциональное начало. Главное в нем – передать мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Работа очень динамична, что достигается за счет использования множества глаголов, описывающих течение родниковой воды, быстрое и неудержимое. Тютчев использует вполне классические выражения:

  • Эпитет – «сонный берег», «молодая весна», «тихие, теплые майские дни», «красный, яркий хоровод”.
  • Метафоры – «Вода уже весной шумит», вода – «вестница весны”.
  • Персонификации – «вода течет», «весна приближается», «дни бурлят”.

Метафоры очень выразительны, а эпитеты максимально точны, употребляются не для поэтических «красот», а как словесные «штрихи» на холсте. Сравнение природы и человеческого мира, достигнутое посредством персонификации, также очень точно.