Стихотворение Жуковского «Вечер» — первая романтическая элегия в русской литературе. Оно построено в форме размышлений лирического героя о смысле существования и предназначении человека. Краткий анализ «Вечера» поможет вам больше узнать о формальных и смысловых особенностях этого произведения.
Краткий анализ
История создания — написана, когда В. А. Жуковский находился на родине, в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии.
Тема – предназначение человека, непостоянство жизни, смысл существования.
Композиция бесплатная; стихотворение можно разделить на три смысловые части; построенный по законам классической поэзии начала 1800-х годов.
Жанр: романтическая элегия.
Поэтический размер — ямб; перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – в зеркале воды, весна моих дней, исчезает ручей с потухшим небом, благовония, слитые с прохладой растений, плод сердечной невинности и т д.
Олицетворения – рощи спят, солнце светит, лик луны поднимается за холмами.
Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из молодых роз, золотые холмы, срезанные в согласии, задумчивое небо и т д.
История создания
В. А. Жуковский написал поэму «Вечер» в 1806 году. Затем, окончив Московский пансион, он оказался на родине, в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Природные образы, которые увидел В. А. Жуковский в этой деревне, подтолкнули поэта к созданию романтической элегии.
Тема
В. А. Жуковский раскрывает в своем стихотворении тему человека и природы. Поэт описывает красоту пейзажа, и в то же время говорит о быстротечности человеческой жизни. Таково краткое содержание произведения: В. А. Жуковский с помощью пейзажных зарисовок размышляет о течении человеческой жизни, о смысле существования вообще.
Композиция
Композиция «Вечера» не отличается сложностью. Всего 23 строфы по четыре строки в каждой. Стихотворение «Вечер» можно разделить на три части, первая из которых описывает образы вечерней природы. Вторая часть посвящена размышлениям лирического героя, его воспоминаниям о прошлой жизни. Здесь лирический герой обращается к музе и приходит к выводу: «песня — моя судьба», т е поднимается тема поэта и поэзии. Третья часть – печальное размышление о собственной судьбе, а также о судьбе поэта в мире.
Жанр
«Вечер» В. А. Жуковского — первая романтическая элегия в русской литературе. Размышления лирического героя переданы от первого лица, что показывает отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.
Стихотворный размер
– ямб гекзаметровый, последняя строка каждой строфы немного короче, написана четырехстопным ямбом; перекрестная рифма АБАБ; рифма чередуется между мужским и женским родом.
Элегия была создана в начале XIX века, поэтому написана по классическим канонам романтической поэзии: гармоничная композиция, поэтическая лексика, точное соблюдение метра и рифмы. Стихотворение длинное, поэтому приведем лишь часть художественных средств выразительности.
Общие поэтические метафоры (в зеркале воды, дни весны), а также авторские — ручей исчезает с потухшим небом, ладан сливается с прохладой растений, плод сердечной невинности, плач Филомелы , все радости потока высохли и т.д.
Олицетворения – рощи спят, солнце светит, лик луны поднимается за холмами.
Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из молодых роз, золотые холмы, срезанные в согласии, задумчивое небо и т д.
Современному читателю необычен язык произведения романтической поэзии. Здесь много устаревших слов: плуги (лодки), оратай (пахари), ладан (благовония), петель (петух), дерзай (дерзаем), сти (путь) — и устаревшие грамматические формы: вьющийся, милостивый, далекий, просвещенный, голден, брэг, склав, амальгамация и т.д.
Романтическая поэзия часто обращалась к античной мифологии и творчеству античных поэтов; в элегии Жуковского это «филомела» (характерный термин для соловья в поэтическом языке), «Минвана, Альпий» (поэтические любовники, кельтская поэзия), «Вакховые пиры”.
Интонация также помогает передать настроение лирического героя: много восклицательных и вопросительных знаков, многоточий.
Эта статья даст идеи для сочинения «Анализ элегии Жуковского «Вечер»» и поможет лучше подготовиться к уроку литературы.
Комментирование закрыто