Стихотворение «Узник» было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узника» можно использовать как подготовку к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Тема такова, что свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится добиться требуемой им свободы, и ни стены, ни решетки не могут его лишить ее.
Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме четверостишия (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическая поэма, относится к романтическому направлению
Поэтический размер — тетрастоп амфибрахии. Используется метод точной мужской рифмы и парной рифмы (AABB).
Эпитет – «в сырой темнице», «…молодой орел».
Метафоры – «за облаком белеет гора», «синеют края моря», «только ветер идет. да я!…».
Олицетворение – «…молодой орел. зовет меня глазами. и хочет сказать…», «..мы просто гуляем по ветру. да я!…».
История создания
Стихотворение «Пленные» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время волею судьбы он попадает в Кишинев. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания поэмы связана с тем, что жизнь в Бессарабии сильно отличалась от блестящей, интересной среды Москвы и Петербурга, в которых успел побывать юный Пушкин. Здесь он знакомится с жизнью донского казачества, знакомится с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», ставшем символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящена эта работа, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и посвятил им эти строки.
Тема
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный заключенный сидит «за решеткой в сырой темнице»
, и смотрит на орла, который, как и он, ценит больше всего.
Основная идея «Узника» заключается в том, что никто и ничто не может ограничивать человека, если он хочет освободиться и бороться за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, строгую цензуру и постоянные попытки властей подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой понимает, что пришло время и его больше нельзя запирать, что хорошо отражает смысл слов: «Мы свободные птицы; пора, брат, пора!»
.
Композиция
Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая — печальная картина: тюрьма, решётки, несчастный узник и гордая птица, клюющая свою еду. Во втором исчезает тоска, орел зовет лирического героя бежать, освободиться. А третья часть – отражение полной уверенности в том, что из ненавистной тюрьмы можно выйти, что там героев ждут горы и моря, ветер и свобода.
Жанр
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нем отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизма, об этом свидетельствует порыв, отказ от рамок и ограничений. По мере чтения строк рисуется характерная для романтики картина – «за облаком гора белая»
, «Берега синеют»
, ветер дует.
Стих состоит из трех четверостиший. Размер амфибрахический (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная мужская рифма (с ударением на последний слог: сырой, молодой, крыло, окно). Схема рифмы связана ААВВ.
Средства выразительности
Выразительные средства, использованные Пушкиным в «Узнике», создают невероятные образы узника и свободолюбивого орла. У читателя возникает образ свободы, хотя автор в своем произведении не использовал это слово. Давайте выясним, какие средства он использовал.
Стихотворение построено на антитезе: оно противопоставляет сырую темницу открытому пространству («сырая темница»
– «за облаком гора белеет», «края моря синеют», «только ветер дует. да я!…»
).
Также используются тропы: персонификации: «…молодой орел.. зовет меня глазами.. и хочет сказать…»
, «…мы просто гуляем по ветру… да, я!…»
, эпитет – «в сырой темнице», «…молодой орел», метафоры – «за облаком гора белеет», «края моря синеют», «только ветер идет. да я!…».
Кроме того, особый эффект достигается при использовании глаголов в настоящем времени: сижу, рублю, бросаю, вижу, зову, хочу, иду и другие. Благодаря этому создается динамика и ритм. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается и воспринимается как быстрый, острый порыв души поэта.
Комментирование закрыто