В. Я. Брюсов написал стихотворение «Молодому поэту» в 1896 году. Возможно, это было своеобразное посвящение самому себе. Это своего рода наставление молодому поколению поэтов и творческих людей. Вы можете прочитать краткий анализ «Юному поэту» по плану, который можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.
Краткий анализ
История создания — стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время был молодым поэтом, полным энергии и желания творить.
Тема — предназначение поэзии, роль ее творца в жизни, возвышение деятельности поэтов, необходимость их дистанцирования от других людей.
Композиция — в стихотворении условно можно выделить три основные части — это три завещания, или наставления, которые лирический герой дает юному поэту, представляющему все новое поколение поэтов.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер — дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, метод перекрестной рифмы.
Метафоры – «горящим взором», «люблю бесконечно”.
Сравнения – «Я упаду, как побеждённый боец”.
Эпитеты – «безбрежный», «бездумный», «бесцельный”.
Славизмы (устаревшие слова) – «завещание», «теперь», «взглядом», «падение», «будущее”.
История создания
История создания стихотворения «Молодому поэту» связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд эти строки выглядят как наставление молодому поколению творческих людей, но не следует забывать, что Брюсову в это время было чуть больше двадцати, так что можно скорее предположить, что проницательный и не по годам развитый поэт написал завещание самому себе себя.
Тема
Стихотворение «Молодому поэту» посвящено теме поэзии, поискам ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт — особенный человек, оторванный от других людей, поэтому дает вымышленному молодому поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы о том, каким ему следует быть и какую роль ему следует играть в мире: «Бледный молодой человек.. сегодня я даю тебе три завета…”
.
А если в начале стихотворения мы представим перед собой яркую картину – это «бледный юноша с горящим взглядом”
. Он молод, заинтересован, полон сил и желания творить, и это чувствуется в его глазах; затем в конце стихотворения, получив указание, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами «с растерянным видом”
. Эти изменения связаны с возникшими у него сомнениями: сможет ли он оправдать свою миссию и выполнить ее? Это сложно, но только так лирический герой видит поэта.
Композиция
Композиция стихотворения строится по типу инструкции. Он состоит из трёх строф, содержащих заветы.
В первой части поэт советует не думать о том, что происходит сейчас, а сосредоточиться на будущем: «Не живите настоящим, только будущее – вотчина поэта”
. Это объясняется стремлением символистов того времени отойти от ненавистной действительности и войти в прекрасный, более совершенный мир – мир поэзии.
Второй совет может смутить читателя и удивить его, ведь поэт призывает его любить только себя и не проявлять сочувствия к другим: «Никому не сочувствуй, люби себя бесконечно”
. Но такая позиция может быть оправдана и тем направлением, к которому себя отождествлял Брюсов, а также его личными качествами, которым был свойствен определенный эгоизм. Стоит также вспомнить юность поэта, время, характеризующееся самовлюбленностью, дерзостью и самоуверенностью.
Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу посвятить себя искусству – «только для него, бессмысленный, бесцельный”
. В жизни поэта нет ничего важнее поэзии, считает Брюсов.
Жанр
Жанр этого произведения – лирическая поэма. В нем отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был настойчив в своем стремлении немного дистанцироваться от внешнего мира, который казался ему слишком несовершенным и грязным. Его мысли носят философский характер.
Стихотворение написано триметром-дактилем. Поэт использовал перекрестный метод рифмы (АБАБ), женскую рифму: точную (горящая – присутствующая, завет – поэт) и неточную (сочувствующую – искусство).
Средства выразительности
Выразительные средства, которые использует поэт, не так многочисленны и разнообразны, но их достаточно, чтобы передать мысли поэта и понять смысл его послания. Брюсов использует несколько прозвищ: «безграничный”
, «бездумный”
, «бессмысленный”
и метафоры: «с горящим взглядом”
; сравнение: «Я упаду, как побежденный боец”
Кроме того, особое звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: «договор”
, «сейчас”
, «с взглядом”
, «Я хочу упасть”
, «будущее”
. Это еще раз подчеркивает известную возвышенность деятельности поэта и ставит его над житейскими проблемами.
Комментирование закрыто