Анализ пушкинского «Облака

Александр Сергеевич Пушкин, как непревзойденный мастер пейзажной поэзии, в своем произведении «Облако» очень тонко передал состояние души с помощью явлений природы. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Облака» Пушкина, который будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – переживания лирического героя, отраженные в природе.

Композиция. В композиционном отношении произведение разделено на три части по числу строф.

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический метр – тетраметр Амфибрахии.

Метафоры – «жадная земля», «ясная лазурь».

Эпитеты – «грустный», «отсутствующий», «загадочный», «жадный».

Персонификации – «земля освежилась», «буря прошла», «ветер дует».

История создания

Стихотворение «Туча» было написано в волнующий для поэта период. Он ждал ответа по поводу заявления о разрешении на издание газеты и все свои переживания и надежду на то, что «облака рассеются», отразил в поэтических строках.

Тема

Стихотворение относится к пейзажным текстам.
Центральной темой стихотворения являются душевные переживания и переживания лирического героя, нашедшие отклик в природе. Облако означает человека, пережившего много испытаний, но все его горести и заботы остались позади – темная черта прошла и уступает место надежде на спокойную, счастливую жизнь.

Композиция

Анализируя стихотворение Пушкина «Облако», следует отметить, что композиционно произведение разделено на три части по количеству четверостиший. Он построен на антитезе – последняя сильная буря контрастирует с последующим миром.
Стихотворный размер — четырехстопный амфибрахий с парным чередованием мужских и женских рифм. Благодаря этому приему создается устойчивый, успокаивающий ритм повествования.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения: главное – мысли и чувства лирического героя, лирическое начало.

Средства выразительности

Поэт использует ряд художественных средств, с помощью которых передает настроение лирического героя Эпитеты («грустный», «отсутствующий», «загадочный», «жадный»), метафоры («дождем полил жадную землю», «ты мчишься по ясной лазури«) и подражание («земля освежилась», «буря прошла», «ветер дует») делает стих богаче, ярче.