Анализ стихотворения Тютчева «Седые тени смешались

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, им свойственна насыщенность эмоциональных красок и образов. Стихотворение «Тени синие смешанные» не стало исключением, отразив сильные душевные переживания поэта. Предлагаем Вам ознакомиться с кратким анализом «Смешались серые тени» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения – ночная жизнь природы, описанная через призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция имеет кольцевую форму и состоит из двух частей: в первой части автор описывает начало ночи и свои душевные переживания, во второй он наслаждается мирной тишиной ночи.

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический метр — хорейный тетраметр с использованием перекрестной рифмы.

Метафоры – «тьма самозабвения».

Эпитеты – «невидимый полет», «невыразимая тоска», «сонные сумерки».

Персонификации – «звук уснул».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевного недуга, постигшего Федора Ивановича и всю его семью.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где на пути их ждало серьезное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семьи остались живы, но это событие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье жены Федора Ивановича Элеоноры. Женщина несколько месяцев не вставала с постели и отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начали одолевать удручающие мысли: Тютчев самозабвенно винил себя за то, что настоял на судьбоносной поездке и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей было написано лирическое стихотворение, которое автор первоначально назвал «Сумерки».

Впервые произведение было опубликовано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Тема

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и вселенную. Лирический герой страдает от мучительных мыслей, душевных мук, облегчить которые может только гармония с природой. Меланхолия героя несколько ослабевает, если рассмотреть ночной пейзаж. Яркие цвета больше не режут глаза, исчезают звуки, и мир засыпает.

Пытаясь спастись от одиночества, лирический герой стремится соединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и тем самым избавиться от своих душевных терзаний.

Автор наделяет Сумерки целительной силой, способной растворить все его страдания. Ночное забвение становится для героя единственным выходом, его утешением и радостью.

Композиция

Действие стихотворения композиционно разделено на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину начала ночи в соответствии со своими переживаниями, не позволяющими ему спокойно спать.

Во второй строфе лирический герой, страдающий тоской, буквально наслаждается ночной тишиной, способной исцелить его израненную душу.

Композиционно структура стиха представляет собой кольцо, поскольку слово из первой части «смешанный«дублируется во второй строфе измененного слова «смешивание«Это указывает на то, что наступила ночь.

Поэтический размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэмы, поскольку произведение наполнено мыслями и переживаниями лирического героя.

Средства выразительности

Для придания произведению особой выразительности автор использует разные художественные средства: эпитет («невидимый полет», «невыразимая тоска», «сонные сумерки»), метафоры («тьма самозабвения»), имитации («звук заснул»).