Стихотворение А.С. Пушкина «Сеятель свободы в пустыне» представляет собой попытку осмысления проблемы русского народа XIX века в библейском контексте. В произведении отражено разочарование автора в романтических идеалах. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Свободы, сеятеля пустыни» по плану, который пригодится на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – рабство народа.

Композиция. Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст разделен на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «животного семени», обращение героя к народам. Формально стихотворение разделено на две строфы (шестистишную и семистрочную).

Жанр: элегия.

Поэтический размер — четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ и кольцо АББА

Метафоры — «свобода — сеятель пустыни», «порабощенные поводья», «животные семена», «зачем стадам нужны дары свободы», «их наследство из поколения в поколение — ярмо трещоток и кнутов».

Эпитет — «чистая и невинная рука», «добрые мысли и дела», «мирный народ».

История создания

История создания поэмы связана с революционными событиями в Западной Европе и личными перипетиями жизни А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 году, когда Александр Сергеевич находился в южной ссылке. Он находился под строгим надзором 4 года, и это угнетало поэта. Он считал эту рутину унизительной.

Масла в огонь подлили революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ отверг такой путь к свободе, предпочитая оставаться под игом. Свое отношение к этой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта оно не было опубликовано, так как мастер пера поднял очень актуальную проблему.

Тема

В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий литературный резонанс. Немногие подобные произведения были разрешены цензурой к печати, но авторов это не остановило. Эта тема развита и в строках анализируемого стихотворения. Оно начинается эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести до читателя свои мысли, Александр Сергеевич истолковал притчу о сеятеле, который засеял разные виды почвы. В благодатных условиях зерна прорастали, а в неблагоприятных – погибали.

Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю и понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения стоит лирический герой (это сеятель), рассказывающий, как он засеял поле семенами. Недаром лирический герой называет себя «семена пустыни«: тем самым он подразумевает, что никто, кроме него, никогда не пытался увидеть «порабощенные поводья«семя свободы. К сожалению, его работа не принесла плодов. Герой считает, что зря потратил время.

Он был очень разочарован, когда увидел, что его усилия ни к чему не привели. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Он называет мирных людей пастухами, обрекшими не только себя, но и своих потомков на жизнь в рабстве.

Образы, созданные Пушкиным, символичны. Итак, сеятель – это человек высоких помыслов, готовый привести людей к справедливости и свободе. Семена — это его идеи. Выражение «Я ушел рано, до звезды» тоже нельзя понимать буквально. Это значит, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.

Композиция

Композиция проста. Это монолог сеятеля, который автор разделяет по смыслу на две части: рассказ сеятеля о своем тщетном труде и его резкое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: две строфы (семь и шесть строк), границы которых совпадают с частями содержания. Таким образом поэт выделяет каждую ключевую мысль стихотворения.

Поэтический размер – четырехстопный ямб. А. Пушкин пользуется двумя видами рифмы: большинство строк соединены перекрестной АБАБ, некоторые — кольцевой рифмой. В стихотворении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Стихотворение представляет собой печальное размышление философского характера.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и реализовать идею произведения, автор использует выразительные средства. Они помогают автору интерпретировать историю из Библии.

В тексте преобладают метафоры: «Свобода – пустынная свинья», «порабощенные поводья», «животворные семена», «зачем стадам дары свободы», «их наследие из поколения в поколение – ярмо трещоток и кнутов». Набор метафор содержит множество традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитет придает завершенность мыслям: «чистая и невинная рука», «добрые мысли и дела», «мирные люди».

Речь сеятеля эмоциональна, поэтому интонация играет значительную роль. В некоторых строфах используется аллитерация, например «s», «h», «z»: «Крик чести вас не разбудит. Зачем стадам дары свободы?».