Анализ стихотворения Тютчева «Дракон поднялся с поляны

Ф. Тютчев известен как автор пейзажных текстов, но в его поздних стихотворениях рядом с природными образами появляются философские размышления. Примером такой поэзии является стихотворение «Дракон поднялся с поляны», изученное в 6 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Дракон поднялся с поляны» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – внутренняя свобода человека.

Композиция — Анализируемое стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на две части: описание полета коршуна и воспроизведение внутреннего состояния человека, смотрящего на птицу. Формально стихотворение разделено на два четверостишия.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, парная рифма: ААВВ.

Метафоры – «ушёл за горизонт», «Мать-природа дала ему два могучих, два живых крыла», «Я, царь земли, прирос к земле».

Эпитет – «два могучих, два живых крыла».

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такое путешествие еще впереди. Он жил за границей с любимой женой и вроде бы был счастлив, но что-то время от времени его печалило. Это настроение вылилось на бумагу.

Поэту было предложено создать стихотворение, наблюдая за воздушным змеем, свободно плывущим над землей и постепенно уходящим за горизонт. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Тютчевское творение было опубликовано лишь спустя более сорока лет – в 1879 году.

Тема

В русской литературе у Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихотворений, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажный этюд. Поэт реализует идею о том, что человеку только кажется, что он царь земли. На самом деле он привязан к ней. Пока животные и птицы свободны, человекв поту и пыли«, он не может разорвать узы общества.

В центре стихотворения стоит лирический герой, смотрящий на дракона. Птица легко поднимается с поляны и затем летит прямо к небу. Она не видит препятствий, потому что ничто не удерживает ее на земле. Кайт свободен, поэтому может «заходить за горизонт».

Когда птица исчезает из поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Герой считает, что сама природа подарила дракону крылья и свободу. Человеческая судьба не кажется ему такой смешной. Он царь земли, но он не может ее покинуть. Это условие приводит к исчезновению гордого титула.

Краткое размышление о человеческой жизни. Судя по всему, автор просто констатирует факт. Тем не менее двух строк достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя, а также задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, предполагая, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения проста. Автор строит стих в форме монолога лирического героя, включая описание и рассуждение. По смыслу произведение разделено на две части: пейзажную зарисовку и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Произведения разные по объему, большая часть линий посвящена природе. Формально стихотворение состоит из двух четверостиший.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. В стихотворении используется связанная система рифм AABB. В стихотворении присутствуют только мужские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку настроение монолога грустное, а разочарование чувствуется в последних строках.

Средства выразительности

Тютчев создал пейзажный эскиз художественными средствами. Они же являются основой размышлений лирического героя.

В тексте преобладают метафоры: «Ушел за горизонт», «Мать-природа дала ему два могучих, два живых крыла», «Я, царь земли, прирос к земле». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «странаЭтот прием не вредит слуху, наоборот, подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении немного, но есть такие, которые показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «два мощных, больших крыла».

Речь лирического героя эмоциональна, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллитерация, например полет птицы описывается словами, в которых доминируют согласные «с», «ш», «л»: «Все выше и выше, все дальше вьется оно – и вот уже ушло за горизонт». Эти согласные как бы воспроизводят звук крыльев и образ плавного полета птицы.