Анализ стихотворения Пушкина «Летящая гряда облаков становится тоньше

Стихотворение А.С. Пушкина «Тучи тоньше летят…» было написано им во время южной ссылки. Это остается загадкой для ученых. Предлагаем краткий анализ «Гряда летящей тучи редеет…» по плану. Данный анализ можно использовать при изучении стихотворения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Тема – мягкая южная осень – напомнила герою о загадочной природе высокогорья и мимолетной, но крепкой любви. То, что окружает его в Каменке, похоже на страну, «где все сердцу мило, где в долинах возвышаются стройные тополя…».

Композиция представляет собой стихотворение из 16 строк, которое по смыслу можно разделить на три части: описание осенней природы, пейзажное воспоминание и мечты лирического героя, намек на личность возлюбленной.

Жанр: романтическая элегия.

Поэтический размер – стихотворение написано гекзаметром ямба с пирроном, используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, рифма – парная ААВВ (рифма первой и второй, третьей и четвертой строк).

Метафоры — «редеет берег облаков», «полный сердечных мыслей», «засохшие равнины», «осознанный от лени».

Эпитеты – «черные камни», «стройный тополь», «нежный мирт», «полуденные волны».

Олицетворение — «. слабый свет. пробудившиеся мысли», «. мирт дремлет», «. луч посеребрил равнины. волны», «. тень ночи опустилась на избы».

История создания

В 1820 г. А. С. Пушкин был направлен на службу в южные губернии; ученые называют этот период его жизни южным изгнанием. Поэт посещает Крымский полуостров и знакомится с красотами местной природы. В конце 1820 года по приглашению друзей он приехал в имение Каменка под Киевом. Мягкая южная природа вызывает воспоминания о посещении Гурзуфа, которые выражены в стихотворении «Редеет гряда летящей тучи…». В нем поэт говорит о «юная дева». Кого имел в виду Пушкин, остается загадкой для ученых. Считается, что это может быть дочь генерала Раевского, с семьей которого поэт в начале ссылки путешествовал по Крыму и Кавказу.

Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Печальная звезда, вечерняя звезда, твой луч посеребрил увядшие равнины». И заканчивает он также словами, обращенными к ней: «И юная девица искала тебя в темноте и позвала тебя по имени своим друзьям». Ночное освещение – символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.

Элегия была опубликована в альманахе «Полярная звезда» в 1824 году. Поэт просил исключить при печати последние три строки, чтобы не было и упоминания о любви, защитив таким образом свои чувства от слухов и догадок.

Тема

Тема стихотворения – красота юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, И сладко шумят полуденные волны», и связи с древней историей этих мест. Главный герой вдохновляется этой красотой, его воображение рисует картины, но полного единения с природой он не достигает. Он романтик, ищущий идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстает в образе загадочной молодой девушки: «А молодая девушка искала тебя в темноте». Таким образом, тема любви обозначена лишь намеком.

Композиция

Условно стихотворение можно разделить на три смысловые части.

Начало – описание природы южной осени. Но лирический герой видит перед собой не Каменку, а Гурзуф: вечер, морской залив, темные горы. Он поворачивается к звезде, которая уже ярко сияет на небе. «Грустная звезда, вечерняя звезда!» — он поворачивается к свету.

Далее идет фантастическая игра героя, который воображает «мирная земля», который описывает ее красоту.

Стихи заканчиваются упоминанием загадочной молодой девушки.

Жанр

Литературоведы относят это стихотворение к романтической элегии. Стихотворение состоит из шестнадцати строк. Размер: гекзаметр ямба с пирровым. Употребляются точные (равнины — вершины, светлые — милые), неточные (подъем — кипарис, лень — тень), мужские (спина — звезда) и женские (волны — полные) рифмы; рифма – пара ААВВ.

Средства выразительности

Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черные камни», «стройный тополь», «нежный мирт», «полуденные волны». Одухотворенность природы передается метафорами: «гребень летящих облаков редеет», «вызывает лень», «высохшие равнины», «спящая бухта», аватары: «…слабый свет..разбудил мои мысли», «…нежный мирт спит», «…волны сладко шумят», «…тень ночи упала на каюты».

В совокупности художественные средства, которые использует поэт в стихотворении, позволяют создать с одной стороны красочный пейзаж южной природы, а с другой — атмосферу древнего мира и тайну чувства любви.