Анализ стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста

Прежде всего журналист, Александр Трифонович Твардовский писал замечательные стихи, с правдивой точностью отражавшие реалии жизни. К таким произведениям относится «Рассказ танкиста» — стихотворение, написанное Твардовским со слов очевидца. Предлагаем вам краткий анализ «Рассказа танкиста» по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1942 году на основе реальных событий.

Тема стихотворения – Дети и война.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Баллада.

Размер стихотворения ямбический с перекрестной рифмой.

Метафоры – «и прибил», «задохнулся от дыма и копоти».

Эпитеты – «трудный», «незрелый».

Сравнения – «теперь все как будто во сне», «рубашка раздувается».

История создания

Александр Трифонович был опытным журналистом, который на протяжении семи лет, с 1939 по 1946 год, участвовал в боях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он совершил трудный путь с запада на восток и обратно, переживая множество испытаний и лишений. Этот период жизни оставил большой след не только в личности автора, но и во всем его творчестве.

Стихи Твардовского во многом похожи на публицистические очерки, позволяющие читателю почувствовать себя свидетелем описываемых событий.

В 1942 году Александр Трифонович написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от солдата, непосредственного участника танкового боя. Главный герой остался неизвестным, но он навсегда стал олицетворением юношеской отваги и отваги.

Тема

Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ стремится в едином порыве победить врага, возраст не является препятствием для проявления мужества.

Автор подчеркивает, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и малых прифронтовых городах жило немало мальчиков его возраста, которые всеми силами старались помочь действующей армии в борьбе с фашистами. Хотя их подвиги были незначительными по масштабам войны, их вклад в великую победу нельзя недооценивать. Это основная мысль стихотворения Твардовского.

Композиция

Стихотворение «Рассказ танкиста» имеет одинаковое начало и конец, что указывает на кольцевой тип композиции. Благодаря этому приему автор подчеркивает сложность военного пути и предсказывает обязательную, пусть и не скорую, победу.

Произведение состоит из десяти четверостиший, в которых монолог лирического героя чередуется с его диалогом с мальчиком, что полностью раскрывает образы героев.

Твардовский назвал этот стих рассказом, и в произведении тоже есть признаки рассказа. К основным элементам композиции рассказа относятся:

  • экспозиция – слова сожаления автора, не узнавшего имени маленького героя, его описание;
  • начало — доклад мальчика о местонахождении неприятельской пушки;
  • кульминация – уничтожение вражеского оружия;
  • развязка — благодарственные слова безымянному герою.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады, так как имеет все характерные черты: лиризм, эпический сюжет, интрига.

Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Произведение не изобилует рядом художественных средств, что объясняется содержанием. Тем не менее автору удалось их использовать, чтобы придать стихотворению глубину и выразительность.

В произведении присутствуют эпитеты («трудный», «незрелый»), метафоры («и он это делает», «задохнулся от дыма и копоти«), сравнения («сейчас все как во сне», «пузырь рубашка»).