Александр Сергеевич Пушкин написал множество произведений, посвященных близким и дорогим его сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному другу Пушкина по лицею и написано в драматический период жизни обоих товарищей. Предлагаем краткий анализ «Пущины» по плану, который поможет вам подготовить урок литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция — Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй он пытается поддержать друга в его трагическую минуту.

Жанр – Дружеское послание.

Поэтический размер – четырехстопный ямб с перекрестной и парной рифмовкой.

Метафоры – «балка из лицея..дни».

Эпитеты – «бесценный», «печальный», «ясный».

Персонификация – «прозвенел звонок».

Анафора – «Да голос… Пусть светится…».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел репутацию смелого поэта, писавшего очень «свободные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, император в 1820 году отослал его из столицы в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьёзного конфликта с местным губернатором он был сослан в своё родовое имение – глухое село Михайловское.

Отрезанный от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых к опальному поэту пришел преданный друг детства Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не сказал об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после неудавшегося восстания на Сенатской улице Пущин будет осужден и приговорен к пожизненному каторжному труду.

В 1826 году, вспоминая свою последнюю встречу с верным другом и желая чем-то поддержать его, Пушкин написал стихотворение и посвятил его Пущину.

Тема

Основная тема произведения – дружба и ее высокое значение для Пушкина. Он преподносит его как высший дар, способный подарить искреннюю радость и утешение в трудные минуты.

До последних дней жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время учебы в Царскосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, который стал одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отечеству.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, лучшим подарком, который он мог получить в те тяжелые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который через некоторое время отразил его в своем творчестве.

Узнав о трагической судьбе своего земляка-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом во время личной встречи: посещение политических заключенных было строго запрещено. Однако поэт сделал это с помощью пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молится «святое провидение«чтобы во время тяжких испытаний его товарищ не унывал, и заточение его было просвещенным «луч лицейских ясных днейВсего в нескольких строках переплетаются горе, торжественность и страдания от разлуки.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к товарищу. Недаром впоследствии он будет признан одним из лучших образцов дружеских текстов.

Композиция

В произведении отсутствует сюжет, свойственный текстам; оно принимает форму дружеского обращения. Сообщение состоит из двух пяти строк.

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части лирический герой, являющийся прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень ценил дружбу и ценил крепкие связи, возникшие во время учебы в Царскосельском лицее.

Вторая пятистрочка посвящена Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала заговора по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать за границу, ждал ареста у себя дома в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая судьба.
Стих написан четырехстопным ямбом с перекрестной и парной рифмой.

Жанр

Произведение написано в жанре дружеского послания.

Средства выразительности

Произведение написано в торжественном стиле, который подчеркивается анафорой («Да, голос… Пусть он сияет…») и старославянской лексики («святое провидение»).

Чувства и переживания автора подчеркнуты эпитетами («бесценно», «грустно», «ясно»), метафоры («балка из лицея. дней»), имитации («прозвенел звонок»).