Анализ стихотворения Пушкина «Пророк

Духовная ода «Пророк» – хрестоматийное стихотворение, демонстрирующее филигранный стиль Александра Пушкина, его умение облекать идеи в метафорические, выразительные образы. Стихотворение изучается в 9 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Пророка» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.

Состав — По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. Произведение не разделено на строфы.

Жанр: ода.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб; В стихотворении использованы все виды рифмы.

Метафоры — «нас мучает духовная жажда», «Я слышал трепет небес», «он подошел к моим губам и вырвал мой грешный язык», «он толкнул горящий огнем уголь в мою открытую грудь»,» жечь сердца людей глаголом».

Эпитеты — «шестикрылые серафимы», «полет ангелов ввысь», «долинная лоза», «греховный язык», «пустой и злой» язык».

Сравнения — «пальцы легкие, как сон», «глаза пророка открылись, как глаза испуганного орла», «Лежу, как труп, в пустыне».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием — казнью друзей Пушкина, участников декабристского движения. Под впечатлением горькой утраты «Пророк» был написан в 1826 году. Видимо, автор ассоциировал тех, кому было посвящено произведение, с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 году в «Московском вестнике». Критика неоднозначно восприняла творение Пушкина, так как считала, что с его помощью поэт пытался возвыситься над другими слугами пера.

Тема

В стихотворении поднимается вечная философская проблема о предназначении поэта и поэтическом творчестве. Ученые утверждают, что источниками откровения послужили шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин опирался лишь на некоторые подробности из священных книг; мы не найдем отсылок к конкретному сюжету.

В центре стихотворения – лирический герой. Этот образ сложен, так как воплощает в себе поэта-пророка и самого писателя. Герой рассказывает, как он бродил по пустыне, где встретил ангела. «Шестикрылый серафимоказался посланником Божьим. Он сделал человека пророком.

Он начал с глаз. Благодаря легкому их прикосновению главный герой получил дар видеть то, что скрыто от обычных глаз. После того как божественный посланник коснулся его ушей, рожденный пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык заменили укусом змеи. И это неудивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец дошло до сердца. В пушкинском понимании вместо него у пророка горящий уголь.

После перевоплощения герой изнемогал: словно труп, но голос Божий вернул его к жизни. Он призывал встать и пойти к людям, чтобы донести до них вечные истины. То, что поэт скрывается под образом пророка, становится ясно в последней строке: «Сжигайте сердца людей глаголом».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную литературную тему. Настоящий мастер слова, по его мнению, должен слышать и видеть все, что происходит на земле, в небе и под водой. Но даже такого восприятия ему недостаточно — он должен уметь все пропустить через горячее сердце и передать это людям без «пустословы и лукавые» слова. Только в этом случае можно назвать себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения проста. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, и обращение ангела к его творению. Произведение не разделено на строфы, его строки переплетены в сложную рифмованную схему: автор использует все виды рифмы. В силу особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вставляет прямую речь — обращение шестикрылого серафима.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывают и многие старые славянизмы.
.

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них явно выражена библейская составляющая. В стихотворении преобладают метафоры: «Мы измучены духовной жаждой», «Я слышал, как содрогались небеса», «он подошел к моим губам и вырвал мой грешный язык», «он вонзил в мою открытую грудь пылающий огнем уголь», «сжег сердца людей с глаголом». В тексте есть и эпитеты – «шестикрылые серафимы», «высший полет ангелов», «долинная лоза», «язык грешный», язык «праздный и злой», сравнения – «пальцы легкие, как сон», «глаза пророка открылись, как глаза испуганного орла», «я лежал, как труп, в пустыне».

Образный строй определяет особенности лексического состава стихотворений, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафимы, десница, глас, Бог, пророк, смотри, слушай.