Анализ стихотворения Жуковского «Приход весны

Стихотворение «Приход весны» представляет собой вольный перевод прекрасного произведения немецкого поэта Людвига Уланда. Краткий анализ «Прихода весны» по плану поможет ученикам 7 класса понять, почему поэт выбрал именно это произведение. Вы можете использовать его на уроке литературы как основной, так и дополнительный материал.

Краткий анализ

Тема стихотворения – весна, пробуждающая природу и человеческое сердце.

Композиция представляет собой небольшое стихотворение всего в шесть строк, условно разделенное на две части.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер.

Эпитет – «горячий дождь”.

Метафоры – «лепет рощи», «жизнь души”.

История создания

История создания этого стихотворения тесно связана с переводческой деятельностью Жуковского и его увлечением творчеством немецких поэтов. «Приход весны» — это вольный перевод произведения немецкого поэта Людвига Уланда, популярного в XIX веке. Жуковский сделал перевод в 1832 году, но плоды его работы были опубликованы лишь сорок лет спустя в журнале «Русский архив», публиковавшем в конце XIX века литературные произведения и исторические очерки.

Тема

В своем произведении Жуковский мастерски передает чувства лирического героя, наблюдающего пробуждение природы. В стихотворении также прослеживается тема Отечества – несмотря на то, что это перевод с немецкого, поэт показывает характерные для России признаки пробуждения природы.

Композиция

Несмотря на то, что в стихотворении всего 6 строк, оно композиционно разделено на две части.

Первый погружает читателя в весеннее настроение – кажется, что, прочитав три простые строки, можно почувствовать свежесть зеленых полей и рощ и услышать журчание жаворонка. И хотя на первый взгляд Жуковский лишь перечисляет процессы, происходящие в природе, описание оказывается очень живым и просторным.

Вторая часть произведения передает чувства лирического героя, который с особым сердечным страхом наблюдает за пробуждением новой жизни. Он использует сравнение, популярное среди писателей XIX века, и называет весну периодом «жизнь души”. Эта метафора ясно показывает отношение самого поэта к описываемому времени года.

Поэт также сознательно использовал четырехстопный хорей — этот стихотворный размер придает произведению особую ритмику и мелодичность, которые в целом свойственны текстам Жуковского. С этой же целью поэт чередует мужские и женские рифмы, меняет типы рифм.

Жанр

Это лирическое стихотворение. Этот жанр идеально подходит для идеи, высказанной Жуковским, — о тесной связи эмоционального состояния человека и состояния окружающего его мира. Именно пейзажные зарисовки составляют значительную часть творческого наследия этого великого русского поэта.

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении использовано немало известных художественных приемов, поэту удается создать яркие образы и передать все чувства лирического героя. В его вольном переводе каждое слово на своем месте. Об особой роли метафоры «жизнь души” уже было сказано выше, но каждый путь имеет свою цель.

Да, эпитет «горячий дождь” используется, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о весне, ведь осенью идут дожди, но только весной тепло.

Другая метафора – «лепет рощи” — показывает, что лирический герой относится к весенней природе как к ребенку, который радостно что-то лепечет, проснувшись.