Анализ стихотворения Пушкина «Пора, друг мой, пора

Стихотворение А.С. Пушкина «Пора, друг мой, пора» является прекрасным образцом философских текстов. Оно при жизни поэта нигде не публиковалось, что свидетельствует о том, что оно было для Александра Сергеевича очень личным, интимным. Подготовка к уроку литературы в 10 классе будет лучше, если вы воспользуетесь кратким анализом «Пора, друг мой, пора» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – Мечты об одиночестве и спокойной, справедливой жизни.

Композиция – Стихотворение состоит из двух четверостиший. Построен на антитезе «жизнь – смерть».

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический размер – гекзаметр ямба с использованием двустишной рифмы.

Метафоры – «далекий дом», «уставший раб», «дни летят».

Эпитет – «чистокровный негр», «завидный народ».

Персонификации — «сердце мира просит».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел репутацию вольнодумца, что очень не нравилось императору Николаю I. Он боялся свободомыслия поэта и силы его пера. Узнав, что Пушкин решил покинуть Петербург и поселиться с семьей в родной деревне, он поступил очень хитро — произвел поэта в камер-юнкеры, тем самым обязав Александра Сергеевича регулярно ходить на работу. Кстати, это назначение было очень обидно для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера присваивалось юношам.

Однако главная причина разочарования поэта заключалась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить уединенно в своей деревне. Однако его попытка уйти не увенчалась успехом. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, друг мой, пора» своей любимой жене Наталье.

Тема

Некоторые исследователи творчества А. С. Пушкина считают, что стихотворение «Пора, друг мой, пора» так и не было закончено. Это обосновано тем, что основная тема стихотворения – тихая жизнь с близкими людьми, а дальше поэту следовало бы написать о жизни с семьей, о старости. Но ничего этого нет.

Первая строфа говорит о непостоянстве жизни, которая может закончиться в любой момент. Лирический герой размышляет о естественном течении жизни: быстро проходящей юности, мудрой зрелости, которая всегда заканчивается смертью. И свои зрелые годы лирический герой желает встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагедии, только спокойные рассуждения о жизни.

Во второй строфе лирический герой подчеркивает, что в зрелости есть своя прелесть – «мир и свободаС возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и мечтах, но они сменяются более твердыми качествами. Лирический герой видит радость в освобождении от лицемерного общества и жизни с семьей.

По мнению некоторых ученых, это должно было быть описание счастливой и мирной жизни пожилого человека в окружении своих близких, но работа так и не была завершена.

Центральная тема – спокойная жизнь на свободе, в данном случае в деревне, где не обязательно жить по правилам столичного общества. Молодости не нужно тепло дома, но с возрастом приходит понимание того, что настоящее счастье – в семье, спокойной, размеренной жизни и возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни мечтает лирический герой.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, на первый взгляд мало связанных друг с другом. Но это только на первый взгляд.

Стихотворение начинается с размышлений лирического героя о хрупкости всего сущего и стремлении уйти с семьей подальше от общества. Первая часть заканчивается идеей о том, что жизнь быстротечна и человек, рассчитывающий прожить долго, может умереть в любой момент. Во второй части лирический герой говорит о смерти как освобождении.

Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Поэтический размер — ямбический гекзаметр, в котором используются куплетные рифмы, чередующиеся пары женских и мужских рифм.

Жанр

Стихотворение написано в жанре лирической поэзии.

Работа ритмичная.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич умело использует выразительные средства, чтобы наилучшим образом передать настроение читателю.

Эпитет «чистые отрицания», «завидная пропорция«придает образам больше драматизма. В произведении используются и метафоры («далеко дом »,«уставший раб»,«дни летят незаметно«) и подражание («сердце молится о мире»).