Особое место в творческом наследии Пушкина занимает романтическая элегия «Свет погас», чудесное подражание Байрону. Краткий анализ темы «Сегодня солнце погасло» можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала.

Краткий анализ

Тема стихотворения – чувство изгнанника, вынужденного покинуть любимую родину.

Композиция трехчастная, части отделены друг от друга припевом. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя. Он тоскует по родине и надеется на исцеление, которое подарят ему волшебные южные земли. В третьем он вспоминает ошибки молодости, трудности любви, уроки прошлого и смиряется с новым – с тем, что ждет его впереди.

Жанр: романтическая элегия.

Поэтический размер ямбов на разных стопах; Рифма кольцевая и перекрестная.

Эпитет — «послушный парус», «мрачное море», «дальний берег», «обеденная земля», «волшебная земля», «знакомый сон», «грустные берега», «туманная родина», «тайно улыбающаяся», «потерянная юность». », «Легкокрылая радость», «Холодное сердце», «Золотая весна”.

Метафоры – «мечта летит», «корабль летит», «душа кипит», «мыши улыбнулись», «юность угасла в бурях”.

Инверсии – «земля обеда», «опьяненные воспоминаниями», «вечерний туман», «дальние границы», «раненые сердца”.

История создания

Такова история создания стихотворения «Свет погас». Оно было написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойно, но Пушкин, сохраняя традицию романтизма, сгущает краски и говорит о «бушующем море”.
Море и плодородная земля произвели на него неизгладимое впечатление. Пушкин впервые увидел море и потом посвятил ему множество стихотворений.
Поездка с Раевскими дала поэту вдохновение и умиротворение, но он все равно продолжал чувствовать себя изгнанником – это настроение чувствуется и в созданном им стихотворении. Пушкин оплакивал свою рано утраченную молодость и печалился о той жизни, которая могла бы быть у него, сознавая при этом, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Основная тема – грустные мысли лирического героя, связанные с потерей возможности жить на родине. Здесь отчетливо слышны мотивы недовольства, тоски и печали, определяемые положением поэта в ссылке. Он тоскует по родине, друзьям и возлюбленным, привычному образу жизни, но горечь не переходит в отчаяние. Торжественные образы ночного моря, трепетные интонации, сдержанность, сосредоточенность на прошлом – вот основные черты произведения.

Композиция

Элегия разделена самим поэтом на три части – он использует для этого двухстрочный припев.

Первая часть необходима для создания романтической атмосферы, в ней присутствуют песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, оплакивающего свою молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все амбиции его жизни. В то же время в произведении проявляется его надежда на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, о котором у лирического героя много воспоминаний, противопоставляется неизведанному будущему. Но в конце концов он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

определить жанр не сложно. Это романтическая элегия, подражание творчеству Байрона: в юности Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. При этом, в отличие от далекого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано ямбическим размером с чередующимися мужскими и женскими рифмами. Эти приемы, а также чередующаяся рифма (кольцевая и крестовая) приближают стихотворение к обычной разговорной речи. Таким образом, Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, универсальна.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько утрирует ее.

Средства выразительности

Возвышенный стиль в сочетании с ясностью и простотой мысли делает «Свет погас» совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии выразительные средства.

  • Эпитет – «послушный парус», «хмурое море», «дальний берег», «обеденная земля», «волшебная земля», «знакомый сон», «грустные берега», «туманная родина», «тайно улыбающаяся», «потерянная юность», «легкокрылая радость», «холодное сердце», «золотая весна”.
  • Метафоры – «мечта летит», «корабль летит», «душа кипит», «мыши улыбнулись», «юность угасла в бурях”.
  • Инверсии – «страна ужина”, “вечерний туман», «опьяненные воспоминаниями», «раненые сердца», «дальние границы”.

Поэт также использует устаревшие слова и словоформы, создавая таким образом возвышенный слог («парус», «ужин», «секретный», «глаза», «холодный», «молодой», «золотой»). Для этой цели используются и перифразы («свет божий», «весна моя золотая”) .