Анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи

Раннее творчество А. Ахматовой – это крик женской души, измученной любовью. Это отражено и в стихотворении «Песня о последней встрече», где описывается последняя встреча лирической героини с ее возлюбленным. Школьники изучают произведение в 11 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Песни последней встречи» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.

Композиция — По смыслу стихотворение можно разделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер — трехстопный анапест, перекрестная рифма — АБАБ.

Метафоры — «грудь моя стала беспомощно холодной», «между кленами спросил осенний шепот», «Меня обманула моя печальная, изменчивая, злая судьба».

Эпитет – «простые шаги», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушный желтый огонь».

Персонификации: «Осенний шепот спросил между зарплатой».

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэт написала ее в 1911 году, в период замужества за Н. Гумилевым. В это время ее стихи наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что у женщины были романы на стороне. Однако они ошибались. Анна Андреевна была верна своему мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» — воображение поэта; характеры сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихи иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, как вспоминали очевидцы.

Тема

Стихотворение развивает традиционную литературную тему распада отношений влюбленных. Оно представлено через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет в груди. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину не дает покоя голос любимого, который слышен даже в кленовых листьях. Мужчина явно тоже страдает, поскольку просит возлюбленную умереть вместе с ним. Женщина соглашается без колебаний. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя почувствовали, как внутри что-то раскололось.

Лирическая героиня наконец решается заглянуть в дом, где разгорелась ссора. Единственное, что она видела — «равнодушный желтый огонь» от свечей в спальне. Недаром А. Ахматова упоминает желтый цвет, традиционно символизирующий разлуку.

В контексте темы поэт развивает мысль о том, что настоящую любовь нельзя убить в споре; даже после разлуки оно остается в сердцах влюбленных, только теперь не согревает, а обжигает их.

Композиция

Анализируемое произведение представляет собой монолог лирической героини, который можно разделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дома после ссоры, и передачу мысленного диалога с любимым. В силу особенностей содержания монолог лирической героини прерывается диалогической речью. Формально стихотворение состоит из четырёх четверостиший.

Поэтический размер — трехстопный анапест. Ахматова использовала перекрестную рифму АБАБ. В произведении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.

Жанр

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как передает мысли и чувства лирической героини: боль, печаль, разочарование.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние влюбленных, А. Ахматова использует выразительный язык. Они также являются инструментом для реализации идеи. В тексте есть метафоры – «Беспомощна была моя грудь холодна», «Меня обманула моя унылая, переменчивая, злая судьба»;персонификации – «Осенний шепот спросил между зарплатой».; эпитет – «простые шаги», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушный желтый огонь».