Ф. Любовную лирику Тютчева следует читать в контексте биографии поэта; интимные стихи отражают его самые сокровенные переживания. Стихотворение «Она сидела на полу» — одно из таких. Его изучают в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – женщина страдает от безответной любви.
Композиция — стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение разделено на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, передача чувств, испытываемых лирическим героем.
Жанр: элегия.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – «любовь и радость за убитых», «души смотрят на оставленное ими тело».
Эпитеты – «знаменитые листы», «печальные минуты».
Сравнения – «как остывший пепел я взял их в руки», «Я смотрел на них, как души смотрят с высоты на оставленное ими тело», «Мне стало ужасно грустно, как от внутренне милой тени».
История создания
История создания произведения связана с любовью поэта к молодой девушке Елене Денисевой. Они познакомились в 1849 году. Елена была моложе Тютчева на 23 года, но возраст не стал препятствием для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже было невозможно. Пара терпела осуждение со стороны общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасала 14 лет – до самой смерти Елены.
Эрнестина Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции переполняли женщину; во время такого эмоционального стресса она уничтожила письма, когда-то написанные ее мужем. В них также находились любовные стихи, которые были навсегда посыпаны пеплом. Тютчев однажды увидел картину уничтожения писем. Она навсегда осталась в его памяти. Это стихотворение было написано в 1858 году. Человеком, которому посвящено произведение, оказалась женщина, обладающая редкой способностью прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Эрнестина приняла любимого мужа.
Тема
Поэт раскрывает тему безответной любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, ее особенность в том, что она вырвана из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на чувства и эмоции героев.
В центре стихотворения два образа – женщины, сжигающей письма, и ее возлюбленного, наблюдающего за этим печальным образом. Возлюбленный – лирический герой.
В начале произведения рассказывается о женщине, которая сортировала по буквам. Героиня необычно посмотрела на них, понимая, что возврата в прошлое нет. Мы еще не знаем, кто написал эти строки; Завесу над этой тайной автор приоткрывает в четвертом четверостишии. В нем читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, по-видимому, продолжалась довольно долго, о чем свидетельствуют строки: «Ах, сколько здесь было жизни, безвозвратно прожито»
.
Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленной. Эти строки написаны от первого лица, поэтому автор показывает, кто видел горькое расставание с любовью. Лирический герой признается, что не осмелился подойти к близкому человеку, попытаться его успокоить, хотя «Я был готов встать на колени»
. В этот момент он почувствовал только глубокую печаль.
Композиция
Анализируемое произведение представляет собой монолог-воспоминание лирического героя, ставшего свидетелем того, как его возлюбленная сжигала письма. Анализ стихотворения по смыслу позволяет разделить его на несколько частей: описание женщины с письмами, рассказ о письмах, передача чувств, испытываемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырёх четверостиший.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о своем опыте. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную рифму АБАБ.
Средства выразительности
Поэт не перенасыщает произведение выразительными средствами, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Однако тропы помогают раскрыть тему и показать эмоции и чувства героев.
В тексте есть метафоры – «любовь и радость за убитых»
, «души смотрят сверху вниз на тело, которое они оставили»
; эпитет – «известные листы»
, «грустные моменты»
; сравнения – «Я взял их в руки, как остывший пепел», «Я смотрел на них, как души смотрят вниз на покинутое ими тело», «Мне стало ужасно грустно, как будто от внутренне милой тени».
Чувства лирического героя подчеркнуты с помощью интонации. В третьей строфе, где его охватывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.
Комментирование закрыто