Анализ стихотворения «О, я хочу беземно жить» Блока

»О, я хочу веземно жить…» А. Блок считал одно из лучших своих стихотворений. В отличие от безрадостной действительности, окружавшей поэта в момент написания произведения, оно передает радостное, светлое, жизнеутверждающее настроение. Предлагается дополнительная подготовка к уроку, консультации с кротким анализом «О, я хочу безумно жить…» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – любовь к жизни, поэзия и поэтическое творчество.

Композиция представляет собой стихотворение, написанное в форме монолога лирического героя, который можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежде на то, что он сможет оставить после себя добрый светлый след.

Жанр – элегия.

Строфа написана четырехстопным ямбом, в первой строфе использована кольцевая рифма АВВА, во второй и третьей строфе она перечеркнута.

Метафоры — «все — увечичить», «пусть душит жизни сон», «дітя добра и света», «он весь — свобода тривершово».

Эпитеты – «сон тяжёлый», «юноша весёлый».

История создания

В 1914 году А. Блок готовился к изданию поэтического сборника «Ямба», в котором преобладали философские мотивы. Поэт задумался над тем, какое произведение разместить на первой странице. Так 5 февраля 1914 г из-под него перапавилось это стихотворение, странное своеобразным пиграфом. На создание шедевра он потратил всего час. Мотив любви объясняется общественной ситуацией: поэт понимал, что назревает война, которая унесет множество жизней, но душа героя стремится к свободе и свету.

Произведение написано Блоком в 34 года, что объясняет глубину и зрелость его мыслей о вечных проблемах.

Тема

В лаконичном продувке А. В блоке раскрываются две темы – любовь к жизни и роль поэта в обществе. Эти темы тесно переплетаются и дополняют друг друга. В центре стихотворения лирический герой, эмоционально изливающий все, что накопилось в его душе.

Уже первый куплет – откровение героя о своей «безумной» любви к жизни. Он хочет сделать то, что под силу не каждому человеку: увековечить существование, очеловечить личное, воплотить мечты. Тяготы жизни не пагают его, а другой на плаву помогает надежда. Стихи, обращенные к потомкам. Герой надеется, что какой-нибудь читатель в будущем вспомнит его добрым словом. А. Блок понимал, что его стихи не радостные, а мрачные. Его лирический герой надеется, что потомки поймут: угрюмство – это лишь оболочка, суть его личности и творчества светлая и добрая.

Мы понимаем, что под личиной лирического героя скрывается сам поэт, что сохраняет в слове истинные ценности. В последней строфе А. Блок показывает, каким должен быть настоящий поэт: «хороший ребенок и мир», «свобода праздника».

В контексте традиционной литературы реализуется идея о том, что человек, а не только поэт, должен любить жизнь и жить так, чтобы оставить после себя хороший след.

Композиция

Состав проста проста. Оно написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на две части: откровение лирического героя о желании жить и надежду на то, что он сможет оставить после себя добрую память. Можно поделить текст и или через по-другому: слова, которые лирический герой говорит от своего имени, и фразы, которые говорит лирическое «Я» от имени «юноши весёлого».

Формальное стихотворение состоит из трех строф. Второй четырехугольник является связующим звеном между первым и третьим.

Жанр

Жанр произведения — элегия, поскольку в нем преобладают философские мысли, и заметна печаль героя: он понимает, что жизнь не вечна. Написано четырехстопным ямбом. Автор использует два типа рифмовки: в первой строфе — круговую АВВА, во второй и третьей — перекрёстную АВАВ.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и донести идею до читателя, А. В блоке используются средства выразительности. Они выражают эмоции лирического героя, создают впечатление об этом образе. В тексте преобладают метафоры: ««всё сущее — увечичить», «пусть душит жизни сон», «дитя добра и света», «он весь — свобода тривершово». Эпитетов немного, но они помогают придать законченность и оттенки чувств мыслям: «сон тяжелый», «юноша веселый».

Поскольку монолог очень эмоционален, важную роль в передаче настроения играет интонация. Восклицательные предложения употребляются в первой и последней строфах. В-третьих, риторический вопрос. Вторая строфа отличается спокойной интонацией, придающей ощущение созерцательности.

Смысл и настроение некоторых строк подчеркнуты с помощью аллитерации. Например, в словах о тяготах жизни автор использует шипящие и свистящие согласные «ш», «ж», «з», «с»: «пусть души жизни сон тяжёлый».