Стихотворение «О красоте человеческих лиц» — одно из самых известных произведений Заболоцкого. Будучи педагогом по образованию, он знал, как никто другой, как донести до читателя мысль, заложенную в поэтических строках. Краткий анализ «О красоте человеческих лиц» по плану поможет учащимся 11 класса лучше понять эту мысль. Материал можно использовать для объяснения темы на уроке литературы.
Краткий анализ
История создания — стихотворение написано в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Заболоцкого, когда он следовал реалистической литературной традиции.
Тема – разнообразие человеческих лиц, в каждом из них можно найти что-то интересное.
Композиция единодушна, мысль развивается последовательно от первой до последней строфы.
Жанр – мысль.
Стихотворный размер — амфибрахический четырёхстопный с парными рифмами.
Эпитеты – «пышные порталы», «жалкие избы», «мертвые лица», «ликующие песни”.
Метафоры – «течет дыхание весеннего дня», «мертвые лица покрыты прутьями», «знал я когда-то маленькую хижину”.
Сравнения — «как темница», «как солнце сияющих тонов», «иные — как башни”.
Анафора – «есть лица”.
История создания
Произведение написано в период Тине, когда переживали творческий рост многие писатели и поэты, в том числе Заболоцкий. Произведение датируется 1955 годом, когда поэт поддержал деятельность «Союза реального искусства». Заболоцкий исповедовал в литературе принципы реалистической традиции и писал произведения, понятные даже детям. В этом помогло его педагогическое образование.
Тема
Стихотворение посвящено не только описанию человеческих лиц: поэт говорит, что они буквально «написанный”
характер, жизненный путь, наклонности. И если уметь анализировать «написанное», можно узнать о человеке гораздо больше, чем он рассказывает о себе. Заболоцкий использует метафоры не только для красоты стиля, ведь жизнь – это один и тот же дом и каждый человек строит его по-своему.
При этом он также отмечает, что красота лица не должна быть приоритетом при оценке человека, ведь самое главное – это душа, которую можно увидеть в этом лице.
Композиция
Работа имеет единогласный состав. С первой строфы поэт описывает разные лица здания, сначала проводит аналогию, а затем делает вывод. Такой принцип построения облегчает читателю понимание заложенной идеи. В основном каждому персонажу автор посвящает по две строки — и тем более важны в композиционном отношении две последние строфы, посвященные неприглядному внешнему виду и прекрасному внутреннему «коттедж”
и люди, которые напоминают автору «весёлые песни”
.
При этом поэт использует принцип нарастания эмоциональности, когда в конце высказывает мысль о том, что мир прекрасен. А еще в нем много замечательных людей, если не полениться и найти их.
Оно написано четырехстопным амфибрахием, что передает неоформленные мысли автора произведения, и придает ему характер размеренного рассуждения.
Жанр
Заболоцкий часто называл этот тип поэзии философской поэзией. Стихотворение было написано в жанре мысли. Это жанр, в котором представлены размышления поэта на философские, социальные, семейные и бытовые темы. Именно жанр Думы позволил Заболоцкому всесторонне и глубоко рассмотреть волнующие его проблемы. К этому же жанру относится и стихотворение «О красоте человеческих лиц”.
Средства выразительности
Стихотворение «О красоте человеческих лиц» богато множеством выразительных средств, каждый из которых играет свою роль. Заболоцкий использует:
- Эпитет –
«пышные порталы», «жалкие копыта», «мертвые лица», «ликующие песни”.
- Метафоры –
«течет дыхание весеннего дня», «мертвые лица покрыты прутьями», «знал я когда-то маленькую хижину”
. - Сравнения –
«как тюрьма», «как солнце сияющих тонов», «иные как башни”
. - Анафора –
«есть лица”
.
По сути, все произведение представляет собой композицию развернутых метафор, помогающих понять мысль автора. Он использует изображения, чтобы донести свое послание до читателя, и припев «есть лица”
не только отличает одну метафору от другой, но и подчеркивает тему стихотворения. Анафора также позволяет сделать схему раскрытия изображений единой.
Сравнения позволяют Заболоцкому показать, насколько различны человеческие лица, насколько разными они могут быть. И как важно смотреть не снаружи, а в душу – глазами-окнами.
Комментирование закрыто