«О, как убийственно мы любим» – одно из стихотворений, которое знакомит нас с Ф. Тютчевым как с мастером любовной лирики. Стихотворение изучают школьники в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «О, как смертельно мы любим» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оградить чувства от сплетен толпы.
Композиция — Стихотворение представляет собой законченный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминаний о первой встрече и размышлений о нынешнем развитии отношений. Формально работа разделена на десять разделов.
Жанр: элегия.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «куда делись розы?», «набежавшая толпа втоптала в грязь то, что цвело в ее душе».
Эпитеты – это незаслуженный позор, «живой детский смех».
Сравнения — «как северное лето, он был мимолетным гостем».
История создания
Некоторые литературные произведения следует понимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История его создания началась со встречи Федора Тютчева и Елены Денисевой в конце 1840-х годов. На тот момент 47-летний поэт уже был женат, но безумно влюбился в 24-летнюю девушку.
Этот роман развивался очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, поскольку брак с его законной женой Эрнестиной не был расторгнут. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не только узнал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.
У Елены был жесткий характер, поэтому она часто устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним так и не смогла. Тютчев тоже очень любил свою юную музу. Общество осудило такой союз, и от этого пострадали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихотворений, посвященном Е. Денисьевой. В него также вошло анализируемое стихотворение, написанное в 1851 году.
Тема
В стихотворении раскрывается тема страстной любви, обретшей разрушительную силу под влиянием осуждения со стороны общества. В связи с этой проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объект светлых чувств очень легко разрушить; вы должны уметь оградить отношения от чужих сплетен.
Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, полностью сливающегося с автором. Уже в первых строках герой говорит о убийственной любви и «слепоте страстей». Он пытается понять, почему прекрасное чувство стало для его возлюбленной смертным приговором. Герою удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества и принести себя в жертву. Строки «Твоя любовь была для нее ужасной судьбой, и это было незаслуженным позором ее жизни!» они словно намекают на того, кому посвящено произведение.
Слова лирического героя напоминают пазл, в котором собраны два контрастных портрета его возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взглядом, блеском в глазах и «детским» смехом. После того как «толпа» растоптала ее душу, женщину смогла спасти только «злая боль».
Композиция
По композиции стихотворение условно разделено на две части. В первом автор размышляет о результатах убийственной любви, во втором он возвращается к истоку, где чувства сделали счастливыми двух людей.
Эти части не являются отдельными; Тютчев умело сплетает их воедино, предавшись мыслям и воспоминаниям. Особенностью стихотворения является также припев. Поэт повторяет первую строфу, выражающую главную мысль и подчеркивающую переживания автора и лирического героя. Таким образом автор зацикливает стихотворение.
Формально произведение состоит из десяти четверостиший (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно полную мысль, другие имеют смысл лишь в связи с предыдущими строками.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифму АБАБ, в тексте присутствуют как мужские, так и женские рифмы.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как произведение содержит философские размышления. Строки проникнуты грустью лирического героя. Содержание основано на боли от разочарования и грустных мыслях.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть чувства лирического героя, создать портреты его возлюбленной, раскрыть проблему и реализовать идейное звучание, Ф. Тютчев использует различные средства выразительности.
Основной троп — метафора: «слепота страстей», «куда делись розы», «твоя любовь была для нее страшной судьбой», «В духовной глубине остались для нее воспоминания…» Также в тексте есть есть: сравнение — «как северное лето, он был мимолетным гостем» и эпитет — «волшебные взгляды», «роковая встреча», «детский смех”,
Настроение стихотворения поддерживается аллитерацией, например, согласными «з», «ж», «л»: «Злая боль, горькая боль, боль без радости и без слез!» Ритмическая организация делает более выразительными чувства и эмоции, описанные в стихотворении.
Комментирование закрыто