В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных. Позже в его стихах появляется мотив разочарования и тоски по утраченным идеалам. Особенно остро это чувствуется в стихотворении «О храбрости, о подвигах, о чести…», вошедшем в цикл «Возмездие». Вот краткий анализ «О доблести, о предприимчивости, о чести…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – Утрата гармонии и разочарование в любви.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Сообщение.
Поэтический размер – пятистопный ямб; перекрестная рифма.
Метафоры – «сияло твое лицо», «ты отдал свою судьбу другому», «ты нашел пристанище для гордости».
Эпитеты – «грустный», «сырой», «проклятый».
Персонификации – «дни летели», «вино и страсть преследовали мою жизнь».
Сравнения — «Я звал тебя в юности».
Инверсия – «твой плащ синий», «она ушла сырой ночью».
Архаизмы – «гордость», «кафедра».
История создания
Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. За шесть лет он посвятил ей несколько сотен лирических стихотворений. Но отношения с Любовью Дмитриевной, ставшей женой поэта, были неровными, их любовь подвергалась испытаниям.
Однажды она ушла от Блока и ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому, который тоже любил ее. Уход жены, которую он боготворил, опустошил Александра Александровича. На состоянии поэта сказались и многие внешние факторы. Он чувствует себя морально уничтоженным. Потом Любовь Дмитриевна вернулась, но отношения между супругами изменились.
Глубокое эмоциональное потрясение стало толчком к созданию цикла «Возмездие». Несмотря на красноречивое название, автор не пытается искупить причиненную душевную боль. Поэт винит в утрате «ужасный мир» и самого себя. Цикл открывается стихотворением «О храбрости, о подвигах, о чести…», проникнутым душевными терзаниями и разочарованиями лирического героя.
Тема
Основная тема произведения – разочарование в любви и «ужасный мир» вокруг героя. Предательство и смерть некогда любимой женщины – лишь одно из событий, оставляющих глубокую рану в душе поэта. Он решает навсегда стереть из памяти образ возлюбленной.
В стихотворении явно имеются композиционные и образные отголоски пушкинского «Я помню чудное мгновение…» (А. П. Керн). Блок, как и Пушкин, поет о глубокой любви к земной и в то же время неземной женщине, но на фоне знаменитого стихотворения Пушкина трагедия в творчестве Блока становится ощутимой.
Герой потерял гармонию жизни; ни вино, ни страсть не могут залечить раны. Все стихотворение пронизано тоской и горьким привкусом предательства.
Композиция
Стихотворение имеет кольцевую композицию, где последняя строфа почти полностью повторяет первую, но в то же время контрастирует с ней. Этот прием помогает замкнуть действие сюжета в своеобразный безвыходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он удручен утратой своих мечтаний и прежних идеалов.
Несмотря на сходство композиций стихотворений Блока и Пушкина («Я помню чудное мгновение…») — воспоминаний о счастье в любви, разлуке и забвении, — их концовки резко контрастируют. У Пушкина это пробуждение души героя, «фантастическое мгновение»; у Блока — отчаяние и расплата. Героиня Пушкина несет в мир гармонию; Герой Блока, напротив, утратил эту духовную целостность.
Однако он по-прежнему страстно мечтает вернуть любовь и прежние идеалы, и это стремление пронизывает все стихотворение, подчеркнутое синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.
Жанр
Стихотворение написано в жанре послания. Лирический герой обращается к покинувшей его любимой женщине. Он страстно мечтает вернуть ее, а вместе с ней и то чувство гармонии в мире, которое он когда-то испытал.
Дни пролетают без любви «проклятый рой»,
и ничто не предвещает душевного покоя.
Поэтический размер — пятистопный ямб с пиррихиями; перекрестная рифма.
Средства выразительности
Как поэт-символист, автор для большей выразительности использовал в своем творчестве символы, в том числе традиционные христианские символы. Так, «налоговый звонок»
— является символом верности, кафедра — символом любви и верности, ночь олицетворяет тьму и неизведанное, а синий цвет плаща — предательство.
С помощью ярких эпитетов («грустно», «проклятый
»), персонификации («дни пролетели незаметно», «вино и страсть преследовали мою жизнь
«) и метафоры («ты отдал свою судьбу другому», «ты нашел пристанище для гордости
«») поэт описывает переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Он сравнивает любовь с безвозвратно утраченной молодостью («И он звал тебя в юности
»).
Каждое предложение наполнено глубоким смыслом и символами, скрывающими страдания, печаль и отчаяние лирического героя.
Комментирование закрыто