В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных. Позже в его стихах появляется мотив разочарования и тоски по утраченным идеалам. Особенно остро это чувствуется в стихотворении «О храбрости, о подвигах, о чести…», вошедшем в цикл «Возмездие». Вот краткий анализ «О доблести, о предприимчивости, о чести…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – Утрата гармонии и разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Сообщение.

Поэтический размер – пятистопный ямб; перекрестная рифма.

Метафоры – «сияло твое лицо», «ты отдал свою судьбу другому», «ты нашел пристанище для гордости».

Эпитеты – «грустный», «сырой», «проклятый».

Персонификации – «дни летели», «вино и страсть преследовали мою жизнь».

Сравнения — «Я звал тебя в юности».

Инверсия – «твой плащ синий», «она ушла сырой ночью».

Архаизмы – «гордость», «кафедра».

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. За шесть лет он посвятил ей несколько сотен лирических стихотворений. Но отношения с Любовью Дмитриевной, ставшей женой поэта, были неровными, их любовь подвергалась испытаниям.

Однажды она ушла от Блока и ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому, который тоже любил ее. Уход жены, которую он боготворил, опустошил Александра Александровича. На состоянии поэта сказались и многие внешние факторы. Он чувствует себя морально уничтоженным. Потом Любовь Дмитриевна вернулась, но отношения между супругами изменились.

Глубокое эмоциональное потрясение стало толчком к созданию цикла «Возмездие». Несмотря на красноречивое название, автор не пытается искупить причиненную душевную боль. Поэт винит в утрате «ужасный мир» и самого себя. Цикл открывается стихотворением «О храбрости, о подвигах, о чести…», проникнутым душевными терзаниями и разочарованиями лирического героя.

Тема

Основная тема произведения – разочарование в любви и «ужасный мир» вокруг героя. Предательство и смерть некогда любимой женщины – лишь одно из событий, оставляющих глубокую рану в душе поэта. Он решает навсегда стереть из памяти образ возлюбленной.

В стихотворении явно имеются композиционные и образные отголоски пушкинского «Я помню чудное мгновение…» (А. П. Керн). Блок, как и Пушкин, поет о глубокой любви к земной и в то же время неземной женщине, но на фоне знаменитого стихотворения Пушкина трагедия в творчестве Блока становится ощутимой.

Герой потерял гармонию жизни; ни вино, ни страсть не могут залечить раны. Все стихотворение пронизано тоской и горьким привкусом предательства.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию, где последняя строфа почти полностью повторяет первую, но в то же время контрастирует с ней. Этот прием помогает замкнуть действие сюжета в своеобразный безвыходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он удручен утратой своих мечтаний и прежних идеалов.

Несмотря на сходство композиций стихотворений Блока и Пушкина («Я помню чудное мгновение…») — воспоминаний о счастье в любви, разлуке и забвении, — их концовки резко контрастируют. У Пушкина это пробуждение души героя, «фантастическое мгновение»; у Блока — отчаяние и расплата. Героиня Пушкина несет в мир гармонию; Герой Блока, напротив, утратил эту духовную целостность.

Однако он по-прежнему страстно мечтает вернуть любовь и прежние идеалы, и это стремление пронизывает все стихотворение, подчеркнутое синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

Жанр

Стихотворение написано в жанре послания. Лирический герой обращается к покинувшей его любимой женщине. Он страстно мечтает вернуть ее, а вместе с ней и то чувство гармонии в мире, которое он когда-то испытал.

Дни пролетают без любви «проклятый рой», и ничто не предвещает душевного покоя.

Поэтический размер — пятистопный ямб с пиррихиями; перекрестная рифма.

Средства выразительности

Как поэт-символист, автор для большей выразительности использовал в своем творчестве символы, в том числе традиционные христианские символы. Так, «налоговый звонок» — является символом верности, кафедра — символом любви и верности, ночь олицетворяет тьму и неизведанное, а синий цвет плаща — предательство.

С помощью ярких эпитетов («грустно», «проклятый»), персонификации («дни пролетели незаметно», «вино и страсть преследовали мою жизнь«) и метафоры («ты отдал свою судьбу другому», «ты нашел пристанище для гордости«») поэт описывает переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Он сравнивает любовь с безвозвратно утраченной молодостью («И он звал тебя в юности»).

Каждое предложение наполнено глубоким смыслом и символами, скрывающими страдания, печаль и отчаяние лирического героя.