«Незнакомка» — самое известное и глубокое стихотворение Блока, ставшее переходным стихотворением в его творчестве. Завершается ранний этап, когда он мог петь о неземных идеалах, его поэзия становится ближе к реальности, но в то же время он продолжает ждать чуда. Краткий анализ «Незнакомца» по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция — произведение состоит из двух частей и построена на контрасте: в первой поэт реалистично описывает пошлый мир петербургского предместья, а во второй — свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр: рассказ в стихах.

Поэтический размер — ямб с пирроном.

Эпитеты — «горячий воздух», «пьяные крики», «весна и вредный дух», «детский крик», испытанный ум, «заколдованный берег”.

Метафоры — «дух руководит криками», «диск бессмысленно изгибается», «тело, затянутое в шелк», «духи и туманы”.

Сравнение – «как я, смиренный и ошеломленный”.

История создания

Это стихотворение было написано в 1906 году, когда в жизни Александра Блока наступил трудный период. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: его любимая жена увлеклась Андреем Белым, с которым дружил Блок, и между ними завязался роман. Не выдержав душевной болезни, поэт отправился странствовать по пригородам Петербурга. Так он обнаружил Озерки и небольшой ресторанчик, где выпивали местные жители. Он приходил туда каждый вечер, заказывал вино и пил, пока не начал понемногу забывать.

И после одной из таких поездок он вернулся домой с скомканным листком бумаги с выстраданными строками, свидетельствующими о его разочаровании в реальности. Возвращение пьяного Блока, показавшего свои стихи жене, было свидетелем другого виновника его страданий — Андрея Белого, который позже описал это происшествие в своих воспоминаниях.

Оно включено в сборник стихотворений под названием «Город», а впервые опубликовано в 1907 году в сборнике «Нечаянная радость”.

Тема

Стихотворение посвящено конфликту между реальностью, которую поэт видит как грязный ужин в пригороде Петербурга, и мечтами, воплощенными в образе красивой незнакомки, которая зачем-то приезжает туда. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод грез ветра.

Композиция

Композиционно данное произведение разделено на две части.

Первый полностью посвящен действительности, которую поэт видит как захудалый ресторан, куда приходят только выпить, поэтому там одни пьяницы. Да и сам лирический герой ничем от них не отличается: он сидит с бокалом вина, одурманенный алкоголем. Даже солнце не увидит, что происходит в этом месте.

Вторая часть контрастирует с первой: в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, радикально отличающуюся от местного раввина. Лирический герой может подробно описать ее образ, но еще не уверен, что она не плод его воображения. Она — сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же стихотворение заканчивается печально: даже такой чудесный сон не способен вырвать героя из винного плена.

Для Блока невозможно соединить эти два мира; мечта и реальность навсегда останутся по разные стороны.

Жанр

Это классический рассказ в стихах, независимо от того, описывает ли он действительность или мечты лирического героя. Блок сознательно придал своему полумистическому произведению такую ​​обыденную форму, чтобы подчеркнуть свою идею о том, что вечной женственности не существует в действительности, ее место — в духовной эмпирике. Оно написано четырёхстопным ямбом с четырёхстопным пирровым. Выбор поэтического размера также свидетельствует о стремлении к нарочитой простоте. Перекрестная рифма помогает выделить и выделить важные идеи в тексте, а также облегчает его понимание.

Средства выразительности

Как всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Наиболее важными являются:

  • Эпитет – «горячий воздух», «пьяный крик», «весна и вредный дух», «детский крик», проверенная мудрость, «заколдованный пляж”.
  • Метафоры – «дух правит криками», «диск бессмысленно сгибается», «тело, затянутое в шелк», «дышит духами и туманом”.
  • Сравнение – «как я, скромный и ошеломленный”.

Особенно четко работает в этом произведении эпитет: в первой части употребляются нарочито грубые и некрасивые сравнения, описывающие действительность, а во второй — поэтические и романтические.