В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником русского словесного искусства был В. А. Жуковский. Его стихотворение «Невыразимое», изученное в 9 классе, также воплотило в себе черты нового направления. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Невыразимого» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченность возможностей искусства.
Композиция — Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «священных тайнах» природы, размышления об искусстве.
Жанр: элегия.
Размер стихотворения – шестистопный ямб, некоторые строки во второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифм.
Метафоры — «она разнесла красоту повсюду», «но можно ли передать что-то живое мертвым», «святые таинства, тебя знает только сердце», «это такие яркие черты — их легко ловит крылатая мысль».
Эпитет – «удивительная природа», «беспечная и легкая свобода», «беспокойная душа», «великое видение», болезненное чувство, «тихое небо», «сияющая вода».
Сравнения – «это привет из прошлого (как дыхание, внезапно донесшееся с луга на родине)».
История создания
«Невыразимое» было написано В. А. Жуковским в 1819 году. На момент создания поэмы Василий Андреевич служил придворным воспитателем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта обсуждения различных тем и объяснения вечных истин. Это было одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Многие произведения того времени были посвящены проблемам природы и искусства, сущности поэзии.
Исследователи полагают, что история создания «Неизреченного» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчет о Луне». «Репортаж…» был сделан на заказ, и В. Жуковский признался, что писал без вдохновения. Это стало движущей силой задуматься о творческом процессе, что через пару месяцев отразилось в «Uspeakable».
Тема
Поэт оригинально интерпретировал традиционную литературную тему сущности природы и особенностей ее воплощения в искусстве. Свои мысли Василий Андреевич изложил в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сможет сравниться с природой. Природа свободна и всемогуща. Она способна «посыпать» красоту и принести в мир гармонию: «Многообразие проголосовало за единство»
. Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.
Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Герой утверждает, что вдохновение способно уловить лишь отдельные черты внешнего мира, но невозможно передать все, что живет в «мертвых» творениях человеческого искусства. Во время этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимый»
. Это невозможно выразить, но есть шанс понять окружающий мир, если научиться слушать его сердцем.
Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час, есть усилие человеческого сердца «чтобы сохранить красоту в полете»
, то есть оставить в себе частичку природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может передать словами красоту неба, воды, заката, но он не способен передать те чувства, которые наполняют его сердце в тот момент, когда он думает об этой красоте. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.
В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что природа содержит своего творца. Это присутствие невозможно выразить словами. Это можно услышать только в тишине.
Основная мысль сосредоточена в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но возможно ли опосредовать мертвых живыми?», «Все бесконечное опустошается в одном вздохе, и только молчание говорит ясно»
.
Композиция
Стих создан в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «священных тайнах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения представляет собой законченный текст, не разделенный на строфы.
Поэтический размер – это шестистопный ямб и четырехстопный ямб. Автор использует все виды рифм: перекрестную АБАБ, парную ААБВ и кольцевую АББА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – элегия, поскольку автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Мысли его устойчивы, размеренны, иногда в них проникает грусть.
Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и создать естественный образ, В. А. Жуковский использовал выразительные средства. В тексте есть метафоры – «она повсюду разнесла красоту», «но можно ли передать мертвым что-то живое», «святые таинства, тебя знает только сердце», «это такие светлые черты — их легко ловит крылатая мысль»,
эпитет – «удивительная природа», «беззаботная и легкая свобода», «беспокойная душа», «великолепное зрелище», тягостное чувство, «тихое небо», «сияющая вода»
и сравнение – «этот привет из прошлого (как дыхание, внезапно донесшееся с луга на родине)»
. Для передачи идеи важную роль играет парономазия: «Кто может воссоздать творение словами?», «Является ли невыразимым объект выражения?».
Комментирование закрыто