Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником русского словесного искусства был В. А. Жуковский. Его стихотворение «Невыразимое», изученное в 9 классе, также воплотило в себе черты нового направления. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Невыразимого» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченность возможностей искусства.

Композиция — Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «священных тайнах» природы, размышления об искусстве.

Жанр: элегия.

Размер стихотворения – шестистопный ямб, некоторые строки во второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифм.

Метафоры — «она разнесла красоту повсюду», «но можно ли передать что-то живое мертвым», «святые таинства, тебя знает только сердце», «это такие яркие черты — их легко ловит крылатая мысль».

Эпитет – «удивительная природа», «беспечная и легкая свобода», «беспокойная душа», «великое видение», болезненное чувство, «тихое небо», «сияющая вода».

Сравнения – «это привет из прошлого (как дыхание, внезапно донесшееся с луга на родине)».

История создания

«Невыразимое» было написано В. А. Жуковским в 1819 году. На момент создания поэмы Василий Андреевич служил придворным воспитателем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта обсуждения различных тем и объяснения вечных истин. Это было одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Многие произведения того времени были посвящены проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи полагают, что история создания «Неизреченного» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчет о Луне». «Репортаж…» был сделан на заказ, и В. Жуковский признался, что писал без вдохновения. Это стало движущей силой задуматься о творческом процессе, что через пару месяцев отразилось в «Uspeakable».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную литературную тему сущности природы и особенностей ее воплощения в искусстве. Свои мысли Василий Андреевич изложил в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сможет сравниться с природой. Природа свободна и всемогуща. Она способна «посыпать» красоту и принести в мир гармонию: «Многообразие проголосовало за единство». Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Герой утверждает, что вдохновение способно уловить лишь отдельные черты внешнего мира, но невозможно передать все, что живет в «мертвых» творениях человеческого искусства. Во время этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимый». Это невозможно выразить, но есть шанс понять окружающий мир, если научиться слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час, есть усилие человеческого сердца «чтобы сохранить красоту в полете», то есть оставить в себе частичку природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может передать словами красоту неба, воды, заката, но он не способен передать те чувства, которые наполняют его сердце в тот момент, когда он думает об этой красоте. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что природа содержит своего творца. Это присутствие невозможно выразить словами. Это можно услышать только в тишине.

Основная мысль сосредоточена в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но возможно ли опосредовать мертвых живыми?», «Все бесконечное опустошается в одном вздохе, и только молчание говорит ясно».

Композиция

Стих создан в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «священных тайнах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения представляет собой законченный текст, не разделенный на строфы.
Поэтический размер – это шестистопный ямб и четырехстопный ямб. Автор использует все виды рифм: перекрестную АБАБ, парную ААБВ и кольцевую АББА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, поскольку автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Мысли его устойчивы, размеренны, иногда в них проникает грусть.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать естественный образ, В. А. Жуковский использовал выразительные средства. В тексте есть метафоры – «она повсюду разнесла красоту», «но можно ли передать мертвым что-то живое», «святые таинства, тебя знает только сердце», «это такие светлые черты — их легко ловит крылатая мысль», эпитет – «удивительная природа», «беззаботная и легкая свобода», «беспокойная душа», «великолепное зрелище», тягостное чувство, «тихое небо», «сияющая вода» и сравнение – «этот привет из прошлого (как дыхание, внезапно донесшееся с луга на родине)». Для передачи идеи важную роль играет парономазия: «Кто может воссоздать творение словами?», «Является ли невыразимым объект выражения?».