Пейзажи Ф.И. Тютчева динамичны, наполнены звуками и красками. Доказательством тому является стихотворение «Неохотно и тревожно», где поэт динамично описал красоту природы во время грозы. Этому учат в 6 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «неохотно и тревожно» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – красота природы, окруженная громом и молниями.
Композиция — Пейзажный зарисовку можно разделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – четырехстопный хорей, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – «прорвались из-за туч
поток синей молнии», «пламя окаймляло края», «вся беспокойная земля утонула в блеске».
Персонификации — «солнце смотрит на землю», «земля морщится», «громы злее и смелее».
Эпитет – «горячий ветер», «далёкий гром», «зелёные поля», «синяя молния», «тревоженная земля».
История создания
В июне 1848 года Ф. И. Тютчев поехал из Петербурга в деревню Овстуг в гости к друзьям. По дороге его застала гроза. Явление природы вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые оно было опубликовано в журнале «Киевлянин» в 1850 году под названием «Гроза на дороге».
Тема
В произведении раскрывается тема красоты природы, охваченной громом и молниями. Образную систему стихотворения составляют явления природы: солнце, молния, дождь и гроза. В последнем четверостишии появляется образ земли. Лирический герой наблюдает за всем, что происходит в природе. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В поэме он играет роль созерцателя и рассказчика.
В начале произведения лирический герой рассказывает, как тучи только начинают закрывать небо. Солнце первым заметило их приближение. Кажется, небесное светило не очень-то радо такому «соседству», ведь оно смотрит на земли «неохотно и тревожно»
. Интересно, что, по мнению Федора Ивановича, морщится не небо, а земля.
Лирический герой и зеленые поля чувствуют дуновение теплого ветра и слушают далекий грохот. С радостью они ловят первые капли дождя. Похоже, почвы рассчитывают на то, что скоро напитаются влагой, а потому станут еще зеленее.
Стихи третьего четверостишия посвящены описанию молнии. Он разрезает облако мощным пламенем, окаймляющим края. Вместе с молниями также усиливаются дожди и грозы. Грохоты чем-то злятся, поэтому становятся все громче и громче.
Стихотворение заканчивается описанием земли. Солнце косится на поля. Гроза заканчивается, и земля, обновленная, умытая, утопает в лучах солнечных лучей.
Ф. И. Тютчев наполнил пейзажный этюд не только зрительными образами, но и звуковыми и тактильными. Картины природы поражают своей динамичностью и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в русской литературе.
Это стихотворение относится к пейзажной поэзии. Едва заметны и философские мотивы: пейзаж навевает мысли о силе стихии, о том, что человек перед ним — всего лишь маленькое беззащитное существо.
Композиция
Пейзажную зарисовку можно разделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, окончание грозы. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший. Каждое четверостишие посвящено определенному образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести подход к грому и молнии. Если в первом четверостишии слышна далекая гроза, то в четвертом она изо всех сил бушует над землей, а в последнем мы видим уже не грозу, а образ земли после грозы.
Поэтический размер – хорейный четырехстопный размер. Строки произведения объединены перекрестной рифмой.
Жанр
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Отчетливо виден лирический герой – зритель этой природной картины. Это его видение мира природы, его мысли и чувства, навеянные грозой.
Средства выразительности
Основным инструментом создания пейзажа являются средства выразительности. С их помощью автор показывает, что каждое явление природы, как и человек, имеет свой характер и душу. Главную роль играют персонификации – «солнце смотрит на поля», «земля нахмурилась», «громы злее и смелее», метафоры: «вся беспокойная земля утонула в блеске», «пламя окаймляло края»
. Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, красками, эмоциями: «горячий ветер», «убери гром», «зеленые поля», «голубая молния», «возмущенная земля»
.
Аллитерация также является инструментом передачи звука грозы. В некоторых стихах слова рисуются с согласной «р»: «И молнии становятся все злее и сильнее»
. Содержание требует восклицательной интонации некоторых строк. Однако автор не использовал восклицания; видимо, спокойный тон отражает смятение земли, застывшей в ожидании свежести и влаги.
Комментирование закрыто